светлана галанина
Конспект занятия «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Познавательное развитие:
-Закреплять знания детей о приметах осени, изменениях в природе;
-исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
Публикация «Конспект занятия „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
-формировать представления о сезонных изменениях в природе.
Социально-коммуникативное развитие:
-Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;
-Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения;
Речевое развитие:
-Ввести в активный словарь слова (черешок, кромка, хлорофилл);
-активизировать в речи употребление глаголов;
-продолжать формировать связную речь.
-продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Физическое развитие:
-Закреплять умение выполнять движения по показу воспиатателя.
Художественно-эстетическое развитие:
-учить внимательно слушать текст произведения;
-прививать любовь к чтению.
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, загадка, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ход НОД
Воспитатель:
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель ловит шарик, удивляется.
Воспитатель: Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель: Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- Ну и что это может быть?
Дети: А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Дети: Да.
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано? А в этом нам, ребята, поможет раствор йода в воде. Нужно смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель : Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Что
там написано?
Дети: Осень
Воспитатель читает письмо от осени.
Дорогие ребята!Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие и узнаем много нового обо мне, об осени. На нашем пути встретится много интересных заданий. Итак, отправляемся в путь.
Задание 1. Ребята, назовите приметы осени.
Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Дети: Мало света, тепла
Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.
Воспитатель: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
Дети: Нет
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя и поздняя?
Воспитатель: Что бывает ранней осенью?
Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т. д.
Воспитатель: Что бывает поздней осенью?
Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т. д.
Воспитатель: Что происходит с птицами зимой7
Дети: Улетают на юг.
Воспитатель: Как звери готовятся к зиме?
Дети: Еж все лето накапливает жир, а потом впадает в спячку в укромном месте, в листьях и в траве. Медведь тоже впадает в спячку. Лиса меняет шубку на теплую и пушистую, на лапках вырастает густая шерсть, точно валенки, таким же пушистым становится и хвост. У зайца вместо серой шубки вырастает белая шубка. Волк запасов на зиму не делает, ему помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети: Дождь, снег, туман.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени, которые определяют погоду?
Дети:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
-Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Воспитатель:Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Дети: Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель:А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Дети: Воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети:У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем. Я буду деревом, а вы моими листочками, возьмите по два листочка и встаньте вокруг меня.
Мы листики осенние,
Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Воспитатель: Ребята, а почему лист зеленый? Давайте это выясним.
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель:Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать вывод?
Дети: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
Воспитатель: Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами выясним почему листья осенью желтеют и опадают.
Воспитатель:Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети:Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Воспитатель:Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.
Дети: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель: Ребята, вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Воспитатель: Вот также и осенью, все деревья пестрят красками, все становится сказочно красивым. На этом, ребята наше занятие окончено. Вы ребята молодцы, столько много у вас знаний об осени.