Приложение МААМ

Конспект занятия «По следам осени»

светлана галанина
Конспект занятия «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Познавательное развитие:

-Закреплять знания детей о приметах осени, изменениях в природе;

-исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;

-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

Публикация «Конспект занятия „По следам осени“» размещена в разделах

-формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Социально-коммуникативное развитие:

-Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;

-Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения;

Речевое развитие:

-Ввести в активный словарь слова (черешок, кромка, хлорофилл);

-активизировать в речи употребление глаголов;

-продолжать формировать связную речь.

-продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Физическое развитие:

-Закреплять умение выполнять движения по показу воспиатателя.

Художественно-эстетическое развитие:

-учить внимательно слушать текст произведения;

-прививать любовь к чтению.

Оборудование и материал:

Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, загадка, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ход НОД

Воспитатель:

- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель ловит шарик, удивляется.

Воспитатель: Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель: Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- Ну и что это может быть?

Дети: А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

Воспитатель –А разве бывают такие письма?

Дети: Да.

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано? А в этом нам, ребята, поможет раствор йода в воде. Нужно смочить при помощи кисточки письмо.

Воспитатель: Давайте проверим.

Воспитатель : Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Что

там написано?

Дети: Осень

Воспитатель читает письмо от осени.

Дорогие ребята!Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие и узнаем много нового обо мне, об осени. На нашем пути встретится много интересных заданий. Итак, отправляемся в путь.

Задание 1. Ребята, назовите приметы осени.

Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Дети: Мало света, тепла

Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.

Воспитатель: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

Дети: Нет

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети: Ранняя и поздняя?

Воспитатель: Что бывает ранней осенью?

Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т. д.

Воспитатель: Что бывает поздней осенью?

Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т. д.

Воспитатель: Что происходит с птицами зимой7

Дети: Улетают на юг.

Воспитатель: Как звери готовятся к зиме?

Дети: Еж все лето накапливает жир, а потом впадает в спячку в укромном месте, в листьях и в траве. Медведь тоже впадает в спячку. Лиса меняет шубку на теплую и пушистую, на лапках вырастает густая шерсть, точно валенки, таким же пушистым становится и хвост. У зайца вместо серой шубки вырастает белая шубка. Волк запасов на зиму не делает, ему помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени, которые определяют погоду?

Дети:

-Облака редкие - будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так малы снега будут.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

-Теплая осень - к долгой зиме.

-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

-Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

Воспитатель:Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Дети: Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель:А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Дети: Воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети:У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем. Я буду деревом, а вы моими листочками, возьмите по два листочка и встаньте вокруг меня.

Мы листики осенние,

Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а почему лист зеленый? Давайте это выясним.

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель:Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать вывод?

Дети: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель: Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети: Оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами выясним почему листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель:Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Воспитатель:Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да)

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.

Дети: Сухие листья шуршат сильнее.

Воспитатель: Ребята, вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам понадобятся кисточки, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Воспитатель: Вот также и осенью, все деревья пестрят красками, все становится сказочно красивым. На этом, ребята наше занятие окончено. Вы ребята молодцы, столько много у вас знаний об осени.

Публикации по теме:

Конспект занятия «По следам волшебного клубка» по познавательному развитию в средней группеКонспект занятия «По следам волшебного клубка» по познавательному развитию в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие». «художественно-эстетическое развитие» Цель: - формирование.

Фотоотчет «По следам осени»Фотоотчет «По следам осени» На занятиях мы с ребятишками часто вспоминаем, какое время года наступило. Сентябрь подходит к концу, а осенних изменений мои детки не замечают:.

Фотоотчет о тематическом дне «По следам Осени»Фотоотчет о тематическом дне «По следам Осени» Каждый сезон года имеет своё неповторимое очарование. Осень - это такая разная и такая прекрасная пора. «Приятна мне твоя прощальная краса»,.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Тема: «В гостях у осени». Цели и задачи: 1. Продолжать учить детей.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группыКонспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группы Задачи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Краски осени»Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Краски осени» Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в старшей группе №21 «Дельфиненок» на тему: «Краски осени» Программные задачи:.

Конспект прогулки для детей второй младшей группы «По следам Осени» Цель. Знакомство с изменениями в природе осенью. Задачи. Формировать представления детей о характерных явлениях в природе осенью: желтеют.

Конспект занятия «Дары Осени». Старшая группаКонспект занятия «Дары Осени». Старшая группа Конспект «Дары Осени». Старшая группа. Цели:- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей; овощей и фруктов; - уточнить представление.

Конспект занятия по валеологии «По следам мухи» Конспект занятия. «По следам мухи». Цель: уточнить знания детей о том, зачем человеку нужна пища Задачи: Познакомить с понятием «полезные.

Проект «По следам осени»Проект «По следам осени» Методический паспорт проекта. Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой. Тип проекта: групповой. Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «По следам осени»
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 19:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «По следам осени»» (включая файлы) размещена пользователем светлана галанина (УИ 284548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД