Олеся Чернышева
Консультация для родителей «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи.
Давайте разберемся, что такое детские страхи и как с ними справиться?
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром.
Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением.
Причины детских страхов:
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.
Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
смерти — собственной, родителей;
замкнутого пространства;
темноты, глубины, высоты;
животных, чудовищ, насекомых;
стихий: воды, огня;
крови, врачей, уколов;
громких звуков.
Социальные:
одиночества;
наказания;
осуждения;
быть не собой;
опоздания;
насмешек.
Сверхценные, навязчивые, бредовые
Сверхценные / воображаемые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
Навязчивые / реальные
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
Бредовые
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
Ситуативные:
обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
легко перерастают в фобии.
Личностные:
обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.
Острые и хронические
Острые:
возникают в определённой ситуации;
часто имеют кратковременный характер;
при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.
Хронические:
развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
требуют психотерапевтического вмешательства;
являются фобиями.
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
аблютофобия — умывания и купания;
агорафобия — открытого пространства;
акрофобия — высоты;
акустикофобия — громких звуков;
алгофобия — боли;
арахнофобия — пауков;
ахлуофобия — темноты;
бронтофобия — грома;
гемофобия — крови;
гипнофобия — сна;
кераунофобия — молний;
кинофобия — собак;
клаустрофобия — замкнутого пространства;
пирофобия — огня;
рабдофобия — наказания;
ятрофобия — врачей и многие другие.
Арахнофобия — фобия пауков;
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
ночных кошмаров;
снохождений;
сноговорения;
сонного паралича;
бруксизма.
Ночные страхи
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
пробуждение от собственных движений и криков во сне;
учащённое сердцебиение;
сбитое дыхание;
гиперемия, гипергидроз;
расширение зрачков;
крик, плач;
отсутствие реакции на окружающих.
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
наследственность;
отсутствие режима сна;
новая обстановка (в гостях, при переезде);
приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
черепно-мозговая травма;
лихорадка;
перевозбуждение перед сном;
стрессовая ситуация днём;
полный мочевой пузырь;
психическое и/или физическое переутомление.
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.
Лечение детских страхов
Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:
Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
Прогноз и профилактика
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.