Наталья Зюркалова
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. У ребят развивается вкус к познанию нового, к исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым у них обогащается и активизируется словарный запас.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Отмечу, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н. Б. Халезова, Б. Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Такая техника, как пластилинография демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, ее технология выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
2. Актуальность.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного образования. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Дошкольное детство - прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить, а такая простая вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход.
Зачастую дети повторяют представленный образец художественно – творческой деятельности педагога, даже если затем педагог, согласно методике убирает анализируемый образец. Художественно – творческая деятельность по представлению успешно получается лишь у небольшого количества детей, которые проявляют способности к изобразительным видам деятельности. Пластилинография позволяет избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Таким образом, возникла необходимость создать такой комплекс образовательной деятельности по пластилинографии.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, дети легко усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение очень быстро и просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.
Пластилинография хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает выполнение работы более увлекательной и интересной.
3. Цель и задачи.
Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи.
-Продолжать обучать основным приёмам пластилинографии (отщипывание, надавливание, размазывание, скатывание) в создании индивидуальных и коллективных работ.
-Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа, в том числе композиционные.
-Учить детей свободно экспериментировать с художественным материалом и инструментами (предметами – заместителями); обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
-Привлекать родителей к совместной творческой деятельности и обучать доступным в домашних условиях приёмам пластилинографии средствами педагогического просвещения.
4. Образовательная деятельность с детьми
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Этапы введения пластилинографии как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
- На начальном этапе рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в технике пластилинография. Отметили, что работы яркие, рельефные, выпуклые.
- Обсудили с детьми, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму.
-Узнали, что рисовать пластилином можно на стекле, на картоне, на пластиковых крышках, обсудили, что выполнить работу можно как из целого куска пластилина, так и из кусочков (частей).
- Обсудили с детьми, что сюжетом творческой работы, может быть, послужить любой рисунок из книги, сюжет из сказки, рассказа, стихотворения, а также придуманный или выдуманный.
- Выстроили четкий план выполнения заданной работы, (для начала перенести рисунок на основу, (картон, пластик) карандашом или маркером, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, используя изученные приемы: отщипывание, скатывание, придавливание, и т. д…)
- Поговорили, о том, что картину можно сделать рельефной, используя стеку, палочки, карандаш, и т. д…., а так же украсить, используя различные материалы: бусинки, бисер, пайетки, ниточки, и даже бросовый мелкий материал.
- Обговорили, как подготовить рабочее место для работы с пластилином, как сделать пластилин мягким, готовым к работе.
- Разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками.
- Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе.
- Поиграли с пластилином, вспомнили все известные приемы пластилинографии: (отщипывание, прищипывание, оттягивание, придавливание, надавливание, размазывание, и другие….)
-попробовали отщипывать пальчиками, раскатывать, надавливать на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывать пластилин по поверхности основы от центра к краям контура, смешивать цвета, пробовать выполнить простые, знакомые элементы, заготовки, для получения деталей, заготовок.
- выполняли работы по образцу, на заданную тему.
- На основном этапе работы, детям были предложены темы для творчества с усложнением выполнения творческой работы и сюжета. Для этого использовали образец, потом его убрали, чтобы дети могли проявить свою фантазию и творчество.
- Предложили детям продумать сюжет своей работы.
- Способствовали подбору для работы необходимых цветов и материалов, которые доступны детям для самостоятельного творчества, организуя развивающую предметно – пространственную среду (поддержка детской инициативы).
- Для большей выразительности рисунка в своей работе начали использовать различные материалы и инструменты: бусинки, стразы, зубочистки, бисер, научились пользоваться стекой - печаткой. (следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и без него, действовать по словесному указанию воспитателя).
- Создали ситуацию успеха в деятельности для каждого ребёнка, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого. Поддержали стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов.
- Вели процесс образовательной деятельности постепенно, с постоянной сменой изобразительных материалов, чтобы у ребенка была заинтересованность в выполнении творческой работы.
- Образовательный результат: дети научились работать на заданном пространстве, не выходить за пределы контура, освоили приемы пластилинографии: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, придавливание, и другие, научились смешивать два цвета пластилина, получать новый оттенок и цвет.
- На заключительном этапе, когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирали рисунок по сложности и сюжету, подобрали необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.
- Дети самостоятельно выбрали цвета пластилина, смешивали один цвет с другим, для получения нового оттенка.
- Самостоятельно выполнили работы.
- Совместно с воспитателем обсудили, анализ продуктов детской деятельности с целью определения индивидуального образовательного результата.
- Оформили вместе с ребятами в группе выставку, вернисаж, галерею.
- Рассмотрели все работы, чтобы отметить лучшие работы, дети рассказали о сюжете, о том, какими приемами выполнили работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения. работы, выслушать всех детей, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений (это позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось).
- Полезно проанализировать работы детей в индивидуальной беседе, оценить достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними работами, аргументировать оценку и придать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Отметить, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.
- Пригласили на выставку детей и воспитателей других групп, родителей.
- Самые лучшие работы выставили на сайте детского сада.
- На заключительном этапе актуально предложить детям сюжетно – ролевую игру «Картинная галерея», где ребята самостоятельно смогут нарисовать афишу, изготовить пригласительные билеты, подготовить места для зрителей, распределить роли, назначить экскурсовода, кассира, администратора галереи, и как настоящие экскурсоводы смогут провести показ творческих работ (в такой игровой форме дети учатся выделять в своих работах главный замысел, оттенять второстепенные детали и отслеживают результат).
Просмотр и анализ детских творческих работ – важное условие развития изобразительного творчества. Творческая деятельность ребенка станет еще более успешной, если оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, он открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Наблюдая, за тем как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываем чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу.
Наиболее эффективные условия для развития у детей творческих способностей считаю: создание эстетической предметно-развивающей среды, создание базы наглядных пособий в технике пластилинографии, взаимодействие детского сада и семьи, организация и посещение выставок совместно с родителями, создание уголка в группе для совместной, самостоятельной деятельности, оформление выставки картин в технике пластилинографии.
Основные средства используемые в работе: художественные, технические, наглядные, пластичный, разноцветный пластилин, бросовый и природный материал, таблицы с технологическими карточками способов лепки, дополнительные предметы для декорирования: бисер, паетки, бусины, палочки, трубочки, колпачки и многое другое, образцы работ, фотографии, музыка, коллекция иллюстраций раскрасок.
Применение данных средств,: позволяет повысить активность и внимание детей, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
5. Работа с родителями.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
С этой целью активно привлекаются к совместной работе родители. Для них проводятся беседы, консультации :«Рисование пластилином», «Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей»; красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином.
Творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Мир глазами детей» позволили родителям стать активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений.
В рамках акции для родителей IX областной форум «Большая перемена», посвященный 75-летию Победы ВОВ, который был организован в дистанционном формате, снято видео мастер – класса по изготовлению нагрудного значка к Дню Победы, который размещён на сайте детского сада
http://detsad166.ru/k-75-letiyu-pobedy/ix-oblastnoj-forum-bolshaya-peremena-posvyashhennyj-75-letiyu-pobedy-v-vov/
Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Приводим основные формы работы с родителями, которые показали свою значимость и проводились как при личном общении, так и в дистанционном формате: индивидуальные консультации, родительская гостиная, сайт ДОО, проведение мастер-класса, родительские собрания, стендовая информация, совместная творческая, продуктивная работа с родителей и детей, раздаточная информация, группа в вайбере, созданная родителями, дистанционный формат.
Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по вопросам развития творчества детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в игры, рекомендованные воспитателем.
Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.
6. Результативность.
С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию творческих способностей средствами пластилинографии проведена педагогическая диагностика в начале и в конце работы, которая выявила положительные результаты работы. Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников в сравнении с предыдущими показателями. За основу использовали упражнения диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе под редакцией М. М. Безруких. Кроме того, проводили анализ продуктивной творческой деятельности при создании выставок, вернисажей. Использовали метод педагогического наблюдения.
Результаты педагогической деятельности показывают:
-У детей появился повышенный интерес, творческая активность.
-В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
-Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
-У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
-Задания выполняют самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование пластилинографии дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
7. Заключение.
Целью работы явилось выявление возможностей использования пластилинографии, как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста выполненной работы считаем следующее.
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы выявлены особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобран комплекс творческой деятельности
3. Проведена педагогическая диагностика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста подтвердились.
Пластилинография позволяет:
-ощутить незабываемые положительные эмоции
-даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах
-удивляет своей непредсказуемостью, способствует тонкому восприятиюформы, фактуры, цвета, пластики
-развивает воображение
-формирует умение планировать работу по реализации замысла
-развиваетумение предвидеть результат,
-способствует развитию творчества у детей
Творческие работы в технике пластилинография показали, что у детей есть огромный интерес и желание, и заниматься с детьми для повышения уровня способностей нужно и полезно.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
8. Список литературы.
1. Веракса Н. В. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
8. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. — М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2013. — 72 с.
9. Давыдова Г. Н. Пластилинография -2.- М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2015.- 96 с.
10. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
11. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.
12. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009
13. 12. Лыкова Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
14. Ткаченко Т. А. Речь и моторика. - Эксмо, 2007 Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. — Вып. 3 / Авт. - сост. Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007
15. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.
16. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб. : Детство — пресс, 1999
17. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
18. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М. :Просвещение, 1991
19. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев-М. :АСТ;СПб:Сова, 2006.