Юлия Петровна
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Пять ключей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие интереса к формированию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательная: Совершенствовать знания о порядковом счете в пределах 10; называть соседние числа; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,овал, умение ориентироваться на листе бумаги, умение находить различия в двух похожих рисунках,закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее, учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Пять ключей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.
Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Демонстрационный материал: Сундучок, пять ключей золотого окраса, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (это будет озеро, пять рыбок с цифрами от 1 до 5,телефон, мяч, микрофон, проектор, письмо, карточки от 1- 10; числовые домики, квадраты,
Раздаточный материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, лист бумаги, картинки для нахождения различий, листы с заданиями на сложение и вычитание.
Методические приемы: Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой: чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки, густую гуашь. После того как закрыть крышку и встряхнуть с закрытой крышкой банку, вода окрасится в нужный цвет.
Ход занятия
Дети становятся в группе на палас полукругом.
Воспитатель: Ребята на мой адрес электронной почты пришло письмо, там было написано «Ребятам в детский сад «Тополек» старшая группа.
- Ребята, скажите, а где это такой сад и такая группа?
Дети: это наш детский сад и наша группа
Воспитатель: правильно ребята, так значит оно адресовано вам.
Дети: Да
Воспитатель: Я распечатала его и хочу вам его зачитать (читает письмо, на обратной стороне нарисован Айболит).
«Здравствуйте, ребята! Это вам пишет доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал в Африку, там заболели все зверята. Я взял свой чемоданчик с медицинскими инструментами и, уже было, собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня инструменты и выбросили в синее море, где обитает много-много рыб. И одна из этих рыб проглотила мой чемоданчик. Прошу вас ребята мне помочь, нужно найти ту рыбу, которая забрала мой чемоданчик, и передать мне инструменты, чтобы я вылечил зверят в Африке. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь. Пираты мне дали задание, которое нужно выполнить,чтобы добраться до этого синего моря. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Подпись: Доктор Айболит!»
Воспитатель: Ребята, поможем доктору Айболиту?
Дети: Да
Воспитатель: тогда прежде, чем приступить к заданию пиратов, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «Части суток» - закончи предложение.
Дети: Давайте.
Воспитатель:я задаю вопрос и бросаю мяч,
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)
- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети: 4
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети : (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: утро
Воспитатель: Молодцы, итак, мы с вами сделали разминку для своего ума, приступим к заданию от пиратов. Прежде чем его зачитать, давайте присядем на ковер с вами и сделаем круг (дети садятся султанчиком на ковер или палас кругом)
Пираты : Мы высылаем вам вместе с письмом посылку, озеро, где плавают те самые рыбки, которые и взяли медицинские инструменты. Попробуйте догадаться, глядя на них какое задание мы зашифровали.
(достаю обруч, кладу его на середину, в круг,
- В нем видите, плавают рыбки, на каждой рыбке есть цифра, и золотой ключик, чтобы это могло означать?
Дети (начинают высказывать каждый свое мнение, приходят к выводу, что нужно расположить рыбок по числовому порядку, а ключик это за выполненное задание отдается). Дети начинают раскладывать в обруче рыбок по числовому порядку от 1 до 5.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотри на рыбку под номером №1. (Переворачиваю рыбку, там задание)
Рыбка №1: Игра «Живые числа».
Дети получают карточки. Затем они ходят по комнате. По сигналу воспитателя: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а вот от рыбки и ключик золотой. (берет воспитатель ключ и отдает детям) Предлагает складывать ключи в одно какое-то место.
Воспитатель: беру рыбку под № 2 и зачитываю задание:
- Нужно отгадать загадки, а ответ, если отгадаете правильно, появится на экране, Итак, начнём:
У Наташи кукла Маша,
Мишка плюшевый у Паши,
У Танюшки -кошка,
У Жени -матрёшка,
Лошадка у Павлуши.
Сколько же всего игрушек? (пять)
Чтобы кошка ножки не промочила,
Сколько бы сапожек она купила? (четыре)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (два)
Все отгадки транслируются на экране,
Воспитатель: Ну вот, ребята, справились вы и со вторым заданием рыбки. Держите второй золотой ключ.
А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Дети выстраиваются на ковер, педагог включает музыку и проводит физкультминутку «Айболит», дети повторяют
Физкультминутка:
Айболит наш потянулся (встать на носочки и руками потянутся вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся (ноги на ширине плеч, руки на пояс и нагнутся влево, вправо)
Руки в стороны развел (руки с пояса убрать и развести по сторонам)
Халат беленький надел (погладить себя спереди)
Взял микстуру, ложку взял, (рукой то левой, то правой по губам)
И зверятам в ротик влил
Вот какой он молодец! (показать класс большим пальцем руки)
Физкультминутке тут конец!
Воспитатель: ну теперь давайте сядем за наши столы и продолжим выполнять задания наших рыбок. Берет рыбку под № 3. Читает задание:
Игра «Что, где находится?»
Это задание на развитие памяти, детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить их у себя на альбомном листе в правильном порядке, как было показано на экране либо на доске. На столе у ребят у каждого есть соответствующие геометрические фигуры и альбомный лист.
Середина - круг, в правом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу-треугольник, в правом нижнем углу -прямоугольник, в левом верхнем углу-овал. Воспитатель ждет несколько секунд и убирает картинку, ребята по памяти выкладывают у себя. Можно чередовать геометрические фигуры и разные углы расположения их.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием рыбки под № 3,держите золотой ключ.
Берет следующую рыбку под № 4 и мы будем выполнять это задание ребята с вами сидя на нашем ковре. Дети садятся султанчиком на ковре, и педагог зачитывает задание.
Игра называется «Собери бусы»
- у нас рассыпались бусы, нам нужно вставить пропущенное число и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились вы, получите золотой ключ. Ребята, сколько ключей мы с вами собрали?
Дети: 4.
Воспитатель: Ну вот и последняя рыбка у нас с вами, под номером 5. Прежде чем его выполнить нужно пройти за свои столы, (на столах лежат картинки найди отличие)
Воспитатель: Ребята, задание такое:
- Ну вот вы и с этим заданием справились,получите ключ.
Разговор с Айболитом:
Воспитатель: Айболит, мы выполнили пять заданий от рыбок и получили за это пять ключей.
Посмотрите, а вот и сундук Айболита в нем инструменты и простая вода. А Айболит писал, что в сундуке волшебная вода
Воспитатель: Ребята, давайте звонить снова Айболиту, мы нашли инструменты и какую-то воду, что дальше то нам с этим делать?
Звонит Айболиту, рассказывает про воду и инструменты
Айболит: это ни просто вода, это волшебная вода, я ей лечу зверей. Закройте крышку и взболтайте (дети закрывают и болтают, вода окрашивается в цвет). Скорее мне отправьте по почте эту воду и инструменты, я буду лечить зверей. А вам там в сундучке витаминки, (это могут быть витаминки или конфеты) возьмите и не болейте. Спасибо вам огромное, ребята, что помогли мне. (дети запаковывают все в коробку. Я обещаю сходить на почту и отправить Айболиту)
Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним какие задания мы выполняли?
Какое задание для вас показалось самым сложным?
А какое самым легким для выполнения?
Вам понравилось помогать Айболиту?
Что вы при этом чувствовали?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной рыбке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей рыбке.
Спасибо, ребята, вам, вы такие добрые и отзывчивые, я знаю теперь, что вы в беде не оставите никого и всегда поспешите на помощь.