Юлия Александровна
Песочная арт-терапия для детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:
• сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
• проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
• песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
• создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
• лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
Публикация «Песочная арт-терапия для детей в домашних условиях» размещена в разделах
Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приё мов обучения и развития:
• Игровое:
o театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
o сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
o дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
• Эмоционально-психологическое:
o стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
o приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
o формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
• Сенсомоторное:
o знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
o развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
o формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
o развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
• ФЭМП:
o формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
o овладение первичными навыками счёта и измерения.
• Речевое развитие:
o обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
o развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
o формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
o совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
• Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
o рисования на песке;
o технического и художественного конструирования из кинетического песка.
Картотека тем
3-4 года:
• «В гостях у Песочной Феи» — формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами.
• «День рождения Машеньки» — знакомство со свойствами мокрого песка, используя приёмы лепки.
• «В стране песка» — обогащение тактильного опыта и экспериментальные игры с песком.
• «Путешествие малыша-осьминога» — развитие образного мышления, стимулирование проявления чувства эмпатии.
4-5 года:
• «Знакомство с песочным человечком» — воспитание уважительного отношения детей друг к другу.
• «Чувствительные ладошки» — создание комфортной эмоциональной атмосферы с целью стабилизации психологического состояния.
• «Две песочные страны» — формирование социальной компетенции детей, укрепление психического здоровья, развитие творческих, познавательных способностей и речи.
• «Озеро исполнения желаний» — формирование навыков оценки и самооценки, доброго отношения друг к другу, желания эмоционально поддержать и помочь товарищу.
• «Путешествие солнечного лучика» — развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с песком.
5-6 лет:
• «Волшебный песок» — формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком.
• «Морское путешествие» — снятие психоэмоционального напряжения методами песочной терапии (рисование и лепка, обучение приёмам релаксации, закрепление знаний на морскую тематику.
• «Ладошки на песке» — развитие эмоционально-волевой сферы посредством коммуникационных игровых упражнений.
• «Путешествие песочного колобка» — коррекция звукопроизношения посредством снятия эмоционального напряжения методами песочной терапии.