Ольга Михайловна Рыжкова
Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ОПЫТА ЯВЛЯЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕРАПИИ ПЕСКОМ», КОТОРЫЙ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН В СЕРЕДИНЕ XX ВЕКА ШВЕЙЦАРСКИМ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ КАРЛОМ ГУСТАВОМ ЮНГОМ, ОСНОВАТЕЛЕМ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ. ИГРА С ПЕСКОМ КАК КОНСУЛЬТАТИВНАЯ МЕТОДИКА БЫЛА ОПИСАНА АНГЛИЙСКИМ ПЕДИАТРОМ МАРГАРЕТ ЛОВЕНФЕЛЬД В 1939 ГОДУ. ФОРМИРОВАНИЕМ КОНЦЕПЦИИ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» (SAND-PLAY) ЗАНИМАЛИСЬ, В ОСНОВНОМ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЮНГИАНСКОЙ ШКОЛЫ. НАПРИМЕР, ШВЕЙЦАРСКИЙ АНАЛИТИК ДОРА КАЛФФ.
Публикация «Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Песочная терапия
- Темочки
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития ребёнка.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.
Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор
Санкт-Петербургского Института
сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского
государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии.
Автор ряда монографий по сказкотерапии.
Грабенко Т. М. Сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, игротерапевт, научный руководитель специальных (коррекционных) школ II вида Санкт-Петербурга и пос. Зеленоградска Калининградской области. Автор монографий в области креативных психолого-педагогических технологий, а также ряда книг по сказкотерапии, выходивших в издательстве "Речь". Обладатель знака "За гуманизацию школы".
Преимущества песочной терапии:
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
1. СУЩЕСТВЕННО УСИЛИВАЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА УЗНАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ И РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
2. В ПЕСОЧНИЦЕ МОЩНО РАЗВИВАЕТСЯ ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА «РУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА».
3. В ИГРАХ С ПЕСКОМ БОЛЕЕ ГАРМОНИЧНО И ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЮТСЯ ВСЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЧЬ И МОТОРИКА.
4. СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА.
Игры с песком способствуют :
- развитию артикуляции;
- развитию мелкой моторики рук;
- расширению словарного запаса;
- развитию фонематического слуха и восприятия;
- развитию лексико-грамматических представлений;
- развитию связной речи, обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Все игры с использованием песочной терапии делятся на три направления:
Познавательные игры: с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Обучающие игры: направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное - идет подготовка к обучению письму и чтению.
Проективные игры: с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую, или же на фронтальных занятиях.
Материалы для занятий по ПДД с помощью песка :
1. Стол со световым экраном
Деревянных ящик прямоугольной
формы с двойным дном с подсветкой.
2. Песочница
Пластиковый ящик прямоугольной формы. Используется для работы с сухим и влажным песком.
3. Лексические игрушки для игры с песком :
• Дорожные знаки,указатели
• Деревья, растения
• Транспортные средства
• Фигурки людей
4. Виды песка
Кинетический песок
- на 98% состоит из натурального песка,
не засыхает, не боится контакта с водой.
Песок удерживает приданную
ему форму, но в то же время рассыпаясь,
течет, как кисель.
Речной песок
- промытый, прокаленный речной песок
крупной или мелкой фракции.
Кварцевый песок
- окрашенный речной песок
крупной или мелкой фракции.
Радужный песок
- на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму.
Занимательные игры и упражнения с песком по изучению ПДД в дошкольном возрасте.
Цель:
- при помощи работы с песком формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Задачи:
- пробудить интерес к занятиям с песком;
- познакомить детей с правилами поведения в песочнице;
- развить моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- создать условия для сознательного изучения с детьми Правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной организации на улицах и дорогах;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Правила поведения при работе с песком :
- не кидаться песком;
- не есть песок;
- на песок воду не лить;
- на пол песок не высыпать;
- после работы убрать рабочее место.
Игры и упражнения с песком по изучению ПДД :
«Археолог»
Цель: развитие познавательных процессов;
развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений,
мелкой моторики, ориентации в пространстве
(закрепление дорожных знаков)
«Дорисуй»
Цель: развитие познавательных процессов;
развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений,
мелкой моторики, ориентации в пространстве.
(ребёнок может дорисовать и рассказать о любом знаке, ситуации на дороге и т. д.)
«Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развить умения угадывать на ощупь, что спрятано в песке.
Составление сюжетного макета
(беседы по ситуациям на дорогах)
Все игры и упражнения собраны в картотеку,
которая периодически дополняется:
- «Мой клад»;
- «Нарисуй и расскажи»;
- «Дорисуй и составь
предложение»;
- «Две игрушки»;
- «Что случилось?»;
- «Пешеходный переход»;
- «Дорожная ситуация»;
- «Что закопано в песке?» и т. д.