Елизавета Костылева
Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи. Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно в детском саду использовать логоритмические игры.
Публикация «Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логоритмика – это развитие речи средствами музыки. Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.
Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Главная задача логоритмики – воспитание и развитие ритма через движение путём развития слухового внимания.
Методика логоритмики, опирается на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Основными задачами логоритмического воздействия являются: - развитие слухового внимания и фонематического слуха;- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; - развитие общей и мелкой моторики, мимики, пространственных организаций движений;- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;- развитие речевой моторики, физиологического и фонационного дыхания;- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Развитие неречевых процессов. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Часто дети моторно неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная, многие при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому игры по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно используются.
Игры на регулирование мышечного тонуса. У некоторых детей отмечаются недостатки мелкой и общей моторикиДвижения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Для этого используются такие игры,как «Петрушки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз «Солнышко». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях. «Кузнечики-Бабочки». Поднять плечи как можно выше (к ушам, сняв напряжение, сбросить плечи вниз
Используются игры, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, что постепенно улучшает и память.
«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку, затем под ту же музыку дети повторяют те же движения.
«Запрещенные движения». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме двух, заранее оговоренных,для девочек одно. для мальчиков другое.
В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Игры на формирование чувства музыкального размера, темпа и ритма.
Используются игры на передачу мяча на каждую сильную долю такта.. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его повторяют. Также используются пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Стихотворения (речевые игры) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Развитие дыхания-один из первых и очень важных этапов воздействия на детей. Используются игры на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.
Используются игры на основные качества голоса – силу и высоту, дети приучаются говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией, интонационную выразительность речи.
Игра «Громко-тихо» Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочкиИгра «Пропой»,пропевание различных распевок в разной тональности (девочки высоко,мальчики-низко).
Игры «Произнеси», «Договори»,договаривание с различной интонацией и т. д.
Использование игр по логоритмике позволяет тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Ребёнок учится различать динамические оттенки музыки, определяет темп, ритм. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.