Любовь Жукова
Методическая разработка по воспитанию трудолюбия как качества личности в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что существует неблагоприятная тенденция в воспитательном процессе – воспитатели, родители и няни, экономя время и ресурсы практически препятствуют формированию трудолюбия у детей. Делая все за ребенка-вытирая за ним, убирая, не давая участвовать в трудовой деятельности, отнимают возможность формирования целостной гармоничной личности, забывая, что трудясь, ребенок становится психологически более устойчивым, видит результаты своей деятельности.
Публикация «Методическая разработка по воспитанию трудолюбия как качества личности в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Трудолюбие как качество личности – способность позитивно относиться к процессу трудовой деятельности, проявляя активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда, это любовь к самому процессу труда, радость от осознания того, что ты реализуешь своё жизненное предназначение и поэтому твой труд максимально полезен, нужен и востребован людьми. Разум трудолюбивого человека относится к труду как выполнению своего долга, для него труд – жизненная потребность, осознанная необходимость. Он понимает смысл своего труда и готов отдавать время, силы и энергию, лишь бы приносить пользу людям.
В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям, умениям и навыкам. Личность ребенка гармонично развивается без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью воспитательного процесса.
Принуждение детей к труду, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо.
Детям 3-4 лет свойственно стремиться к организованному порядку, а упорядоченная среда успокаивает и дарит чувство защищенности
Своевременное привлечение детей младшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Самое важное, по мнению прогрессивных педагогов, это пробуждение у детей желания действовать, осознавая причинно-следственные связи в своей деятельности.
Порядок - является основой нашего существования, обратимся ли мы к молекулярным решеткам, смене времен года, правилам дорожного движения или пространству вокруг нас. Только наличие порядка, то есть известных нам последовательностей, правил и стабильных структур позволяет нам существовать. А его поддержание самостоятельно предоставляет детям уникальную возможность гармонично развиваться, не бояться действовать, быть уверенным в себе и в окружающем пространстве, появится желание и умение трудится, а также будут формироваться нравственные качества.
Проявление инициативы к труду и поддержанию порядка способствует развитию инициативности как личностного качества, так как не вызывает внутреннего сопротивления в сознании ребенка, а значит даст ход положительному развитию личности в целом.
Самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного происходит наиболее успешно при наличии потребности, соответственного инвентаря и предыдущих грамотных инструкций воспитателя о конкретной трудовой деятельности.
Необходимо продумать расположение инвентаря (швабры, метла, тряпки стола и пола, лейки, тазик для стирки) в классе, подсказывать, когда и как можно его использовать.
В ДОУ для этого оптимально использовать реальные ситуации:
подметание после проведения НОД,
мытье столов и стульев после полдника,
полив и уход за растениями,
уход за обувью и одеждой,
уборка и мытье игрушек.
Привлечение к труду и поддержанию чистоты позволяет детям быть частью взрослого мира. Труд вызывает не меньший интерес, чем игра, если им разрешают заниматься, а значит способствует воспитанию трудолюбия, которое через практическую деятельность становится качеством личности ребенка.