Панова Светлана
Консультация «Предметно-развивающая среда ДОУ — важное звено в повышении качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда ДОУ- важное звено в повышении качества образования.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного
обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда,
ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт
педагога- всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились
программы, формы организации образовательной деятельности, существенно
изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Публикация «Консультация „Предметно-развивающая среда ДОУ — важное звено в повышении качества образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно предметно-
развивающая среда в ДОУ. Мы живем в век стремительного развития
информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие
традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и
соответственно в предметно-развивающую среду.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшнийдень наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельностидошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющимна его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь», так ииндивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела нас к пониманию того, что необходимы новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Мы не стоим на месте, а продолжаем развиваться в соответствии с новыми требованиями, стремимся к развитию, ищем новые возможности, создаем необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечиваем условия для творческой, профессиональной работы педагогов, для повышения качества образования.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашем ДОУ уже сделаны следующие шаги:
1. Осуществлен выбор приоритетного направления.
2. Создан и пополняется информациейраздел на сайте ДОУ «ФГОС дошкольного образования» .
3. Разработан план – график по реализации ФГОС ДО на уровне ДОУ
(оперативный контроль, учитывающий требования к условиям реализации программы; тематический контроль по организации образовательной деятельности, анкетирование педагогов по выявлению профессиональных затруднений в период перехода на образовательные стандарты и др.).
4. Создана рабочая группа по реализации ФГОС ДО.
5. Организовано методическое сопровождение педагогов.
6. Проведен анализ предметно –пространственной развивающей среды.
Одним из направлений работы вДОУ по регулированию процесса повышения качества образования стало обогащение развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности саморазвития.
Предметно-развивающая среда в нашем детском садуоборудована с учетом возрастных особенностей ребенка.
Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Приоритетное направление ДОУ–физическое развитие детей. Этот выбор был неслучаен, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по физическому развитию в полной мере. В нашем детском саду созданы максимальные условия для физического развития детей.
Физкультурный и музыкальный зал в детском саду совмещены. Зал достаточно хорошо оборудован для обеспечения двигательной активности детей, оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, мячами различной формы, обручами, скакалками, ребристыми дорожками для хождения, трубами для лазания, тренажерами, нетрадиционным физкультурным оборудованием.
Атмосфера зала располагает и к активной музыкально-творческой деятельности. В детском саду созданы максимальные условия для музыкального развития детей.
За последний год копилка наших достижений значительно пополнилась, благодаря активному участию педагогов, воспитанников, родителей в различных конкурсах.
Коллективом детского сада оформлены стенды, которые содержат информацию по организации питания, о наших победах и достижениях, охране труда, пожарной безопасности, оформлен производственный и методический уголок.
В уголке здоровья постоянно пополняется и меняется информация для родителей: советы доктора, детские инфекции. Родителям важно знать вопросы витаминизации детей, как протекают детские болезни, какие профилактические меры они могут принять.
Для приобщения детей к истокам народной культуры в детском саду создан мини музей «Русская изба». Позволяет приобщать дошкольников к русской культуре, знакомить с бытом и жизнью наших прадедов….
Для успешной реализации ФГОС ДО предметно – пространственная развивающая среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия.
Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные приемные, в которых отражена работа с родителями. В приёмной имеется много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей. Родители, каждый день забирая ребёнка из детского сада домой, должны видеть «продукты труда» своих детей, оценить их старания, сделать свои выводы и. т. п. С этой целью созданы уголки «Маленькие художники», «Наши работы» и т. д., где мы размещаем художественные работы детей. Так же размещены стенды, которые освещают жизнь группы.
На группах созданы:
Игровые центры
Книжный центр
Центр безопасности
Центр нравственно- патриотического воспитания
Центр физического развития
Центр природы
Центр изобразительной деятельности
Центр сенсорики
Центр театра и ряженья
Центр музыкального развития
Учебный центр
Для оптимизации двигательной активности детей мы активно используем спальные площади в период бодрствования детей, т к. в нашем детском саду 2 группы не имеют отдельных спален. Требования СанПин допускают использование выдвижных кроватей, поэтому в группе у нас имеются такие трехъярусные кровати и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей или игр с использованием дополнительного крупного инвентаря.
В детском саду имеется медицинский блок, оснащенный необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи, листы здоровья с рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
Медицинский блок представлен следующим набором помещений:
1. Кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача);
2. Процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов);
3. Изолятор
Методический кабинет
Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
«Театр начинается с вешалки», а наш детский сад начинается с благоустроенной территории учреждения. Наша развивающая среда не ограничивается стенами ДОУ, проведена большая работа по обогащению предметной среды на прогулочных участках детского сада.
Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом. Летом проведен конкурс среди родителей «Развивающая предметно-пространственная среда игровых площадок в детском саду». Родители приняли активное участие и на площадках групп появились различные фигурки и постройкисозданные руками родителей:домик, горка, аисты, паровозик, качели и др.
Так же на территории детского сада имеется альпийская горка, спортивная площадка, метео площадка и др.
Предметная среда участков меняется в соответствии с временем года.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Сегодняшние дети- это не те дети что были вчера. Дети - информационные акселераты, поэтому в соответствии с развитием и запросами современных детей должна быть организована развивающая среда.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Для того, что бы игра была интересной, насыщенной, разнообразной и могла удовлетворить все потребности ребенка необходимо обеспечить качественную организацию предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Уважаемые коллеги в преддверии нового учебного года. Я желаю, чтобы работа приносила вам только радость, чтобы все ученики и воспитанники с вашей помощью становились мудрее и умнее. Ваш труд, ваши дела никогда не забудутся, а это самое главное пожелание для любого учителя и воспитателя!
С новым учебным годом!