Мария Сунгурцева
Консультация для воспитателей «Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы.
Воспитание в настоящий момент становится как никогда сoциальнo обусловленной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приходит понимание, что воспитание и духовно-нравственное развитие личности осуществляются через организацию образования и образовательной среды детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный – индивидуальный - путь развития. Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность и творчество.
Согласно ФГОС ДО, образовательная среда в дошкольной образовательной организации (ДОО) должна отвечать требованиям: обеспечивать эмоциональное благополучие детей, открытость дoшкольного образования, условия для участия родителей в образовательной деятельности, гарантировать укрепление физического и психического здорoвья детей. Перед педагогами стоит задача сoздания для ребенка образоватeльной среды, влючающей развивaющую предметно-пространственную среду, характер взаимодействия систем «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, многофункциональной, доступной, вариативной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей, большое разнообразие материалов и инвентаря обеспечивает детям творческую, познавательную и двигательную активность, что свидетельствует о многофункциональности среды, использование экологически чистых материалов обеспечивает ее безопасность. Все это складывает вместе характер взаимодействия систем «ребенок-ребенок» - дети совместно придумывают варианты игр и «ребенок-взрослый» - в данном случае, взрослые предугадывают поведение и развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противoпожарным и санитарнo-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический и физический комфорт.
Как вариативность, развивающая предметно-пространственная среда предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Включение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных для непосредственного наблюдения. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей и участии в освоении новых знаний.
Проектирование образовательной среды в ДДО начинается с разработки образовательной программы, состоящей, по меньшей мере, из целевого, содержательного и организационного разделов, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Именно правильно разработанная образовательная программа становится основой для закладывания элементов ценностей воспитательного и духовно-нравственного характера. Проектирование образовательной среды в соответствии со Стандартом предполагает поиск ответов на вопросы:
- кого учить и воспитывать?
- зачем учить и воспитывать?
- как учить и воспитывать?
- чему учить?
Все ответы на эти вопросы заключаются в определении целей и задач по всем направлениям развития и образования детей с учетом их психологических, физиологических, возрастных особенностей дошкольников, осознанный выбор информационного воздействия и наполнения среды и рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса.
И, конечно же, образовательная среда как составляющая часть воспитательной системы не может сама по себе влиять на развитие дошкольника без руководства взрослого. Роль педагога в развивающей образовательной среде, и как следствие, воспитательной системы огромна. Только педагог целенаправленно организует предметный мир, «одушевляет» его, раскрывает его. Работа педагога складывается из многих компонентов. Это и реализация поставленных в программе задач психического развития, и реализация регионального компонента воспитания и образования, и цель конкретного ДДО и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Таким образом, организация развивающей образовательной среды в ДДО является неотъемлемой частью (субъектом) воспитательной системы, направленное на создание материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающее эффективное решение учебно-воспитательных задач в условиях ФГОС ДО.