Светлана ЛеонидовнаЖукова
Эссе педагога «Педагог в высокотехнологичном обществе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Следующий век будет именно таким,
какими будут воспитаны для него будущие граждане».
Я. А. Коменский
Раннее утро… Еще темно, на улицах мало людей, воздух пока свеж. Я иду на работу. Сама атмосфера утра располагает к размышлениям, да и потом, когда я перешагну порог детского сада, не будет времени, чтобы погрузиться в себя. Время, когда я иду на работу – практически единственное, которое я могу посвятить только себе, своим мыслям.
Я – воспитатель. Воспитатель – стажист. Я начинала свою трудовую деятельность еще в другой стране, когда всё было по-другому… Были другие подходы к воспитанию и образованию детей, другие ценности были на первом плане.
Публикация «Эссе педагога „Педагог в высокотехнологичном обществе“» размещена в разделах
Укоренилось мнение, что раньше образование было нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ребенок запоминал информацию, тем более успешным он считался. На сегодняшний день лучшим считается - научить детей работать с готовой информацией, применяя знания к действительности, а так же уметь добывать самим эту информацию из различных источников. И основной задачей образования считают - создание условий для того, чтобы человек мог создать самостоятельно нечто новое, оригинальное и неповторимое. Так могу ли я, как педагог, продолжать работать, основываясь на прежних подходах? Конечно, нет!
Мы живем в век высокотехнологичного или постиндустриального общества. Одно из толкований выглядит так: «Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм,обучаемость и креативность работника».
Педагог - ключевая фигура в этой ситуации. Именно от него зависит, получит ли общество профессионала, отвечающего всем требованиям нового времени. Педагог — это мостик, соединяющий в себе все времена: и прошлое, и настоящее, и будущее.
В силу яркости и доступности, достижения научно-технического прогресса привлекают подрастающее поколение. Постоянное и повсеместное их использование создает определенную ленность, часто формирует узость сознания. Интерактивность гаджетов привлекает, притягивает, формирует зависимость.
Люди, создавшие современное общество, общались с реальным миром куда больше современных молодых людей, изучали его, вдохновлялись его чудесами, пытались понять и сделали проживание в нем значительно комфортнее. Задача современного педагога, на мой взгляд, повернуть детей лицом в реальный мир. Создать для них, мало удивляющихся, ситуацию удивления. Донести мысль, что основное не потребление, а созидание. При этом дать весь возможный инструментарий для успешной адаптации в современном обществе.
На мой взгляд, работать с информацией способен и искусственный разум, а человек тем и отличается, что способен чувствовать. Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы – одна из основных задач педагога.
Начинается занятие. Я нажимаю кнопку, и в виртуальной реальности мы гуляем с ребятами по лесу. Яркие, ласковые лучи солнца сквозь кроны деревьев падают на нас, и мы «купаемся» в них и любуемся цветами, прислушиваемся к щебету птиц, наблюдаем за обитателями леса. Когда занятие подходит к концу, я подвожу ребят к интерактивной песочнице. Дети увлеченно создают архитектурные постройки. Город в песочнице практически реальный и необычный.
И здесь обнаруживается совсем другой аспект этой проблемы. Да, побывать в виртуальном лесу - это здорово, любопытно, интересно. Но, захочет ли ребенок после виртуального путешествия в лес, увидеть лес настоящий: ощутить запах, шум ветра, захочет ли, отмахиваясь от комаров, прогуляться по неровным тропинкам? Поймет ли он, что мы приходим в лес, чтобы общаться и наслаждаться этим общением с природой, охранять и бережно относится к ней и всему живому? Как он научится взаимодействовать в социуме, постоянно глядя на экран компьютера, в котором такие яркие, красочные образы, а в жизни не всегда так? Сможет ли он после общения с гаджетами самостоятельно придумывать, преобразовывать, созидать?
Безусловно, интерактивные средства обучения повысят познавательную активность детей, а компьютерные презентации сделают наглядными многие непонятные вещи. С помощью WhatsАpp можно не только просмотреть пожелания родителей, но и способствовать разрешить разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, что создаст позитивный настрой в родительском коллективе. Как в настоящее время обойтись без интернета? Тысячи талантливых педагогов размещают свои методические разработки на различных сайтах. Не делиться этим «богатым багажом» знаний – значит обеднять свою собственную педагогическую деятельность.
Образование в России и в мире становится все более технологичным. Но только человек с высокими нравственными ориентирами способен разглядеть горизонты развития человечества и помочь людям достичь их. Воспитание таких ориентиров - задача для меня, как для современного педагога. Ребенок должен стремиться выполнять нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Во все времена, не смотря на то, на каком этапе находится развитие общества, человеческая жизнь является высшей ценностью и мир высоких технологий должен подчиняться этой ценности.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень и раскрытия потенциальных способностей ребенка не может осуществляться без внедрения новых инновационных технологий. Для этого необходимо стремление, время и большое желание. Я - педагог! Освоение нового – часть моей профессии. Как педагог я выполняю социальный заказ. Перед современным обществом поставлена задача в ближайшие годы создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. Работать на этих местах будут мои воспитанники.
Раннее утро… Я иду на работу, на любимую работу.