Оксана Скоробогатова
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Публикация «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность этой работы заключается в следующем: возраст с 2- 3 лет это сензитивный период в который развивается речь ребенка, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
В пальчиковых играх есть следующие приемы: поглаживание,
растирание, полезным массажным приемом является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубленее, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д.
Для чего нужны пальчиковые игры? Чтобы развивать моторику рук, речь.
Повышать работоспособность коры головного мозга.
Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимать тревожность.
Для проведения пальчиковых игр я придерживаюсь нескольких этапов: сначала сама показываю игру детям, затем показываю игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. третий этап-это когда дети начинают выполнять движения вместе со мной, но текст проговариваю только я. И заключительный этап выполнение движений и проговаривание текста непосредственно самими детьми.
Игра "Дом"
Стук, стук, стук, раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Игра «Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать ушки)
Игра «Ладушки»
«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Во дворе цыплятам накрошили крошек, (крошим хлеб)
Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)
Как они устали - ладушки – ладошки!» (поглаживание рука об руку)
Игра «Киска»
«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток,
Брысь!» (хлопок в ладоши)
Игра «Пирог»
«Падал снег на порог. (дети плавно опускают руки сверху вниз)
Кот слепил себе пирог. (показывают как пекут пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. (делают волнообразные движения руками)
Пирожки себе пеки (грозят указательным пальцем)
Не из снега – из муки». (покачивают пальцем из стороны в сторону)
Я считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т. к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.