Фанзия Гатиятуллина
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Конспект занятия
"Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста".
«Пальчиковые игры с куклой Катей»
Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.
Задачи:
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- Мелкую моторику рук.
- Развивать умение подражать взрослому и производить действия в соответствии с текстом.
- Расширять опыт познавательного общения с воспитателем.
- Воспитывать интерес к занятиям.
Форма непосредственно образовательной деятельности: игровая деятельность.
Вид непосредственно образовательной деятельности (по С. А. Козловой) занятие творческого применения знаний и умений. Смирновой Е. О. «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста».
Используемые технологии: «Современная технология эффективной социализации ребенка» Н. П. Гришаевой.
Форма организации обучения: коллективная.
Атрибуты: кукла, небольшой сундучок, дидактическая игра прищепки.
Предварительная работа: проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Ход
непосредственно образовательной деятельности:
Дети свободно стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся друг с другом».
станьте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Станьте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Посмотрите, и солнышко уже проснулось!
Психогимнастика
Нарисуем большой круг (рукой показывают круг)
Много лучиков вокруг (рисуют в воздухе лучики)
Это солнышко сияет (все улыбаются)
Все собою озаряет!
Воспитатель: Прекрасное солнышко! Молодцы!
Давайте звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся.
Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись.
Упражнение «Потягушечки-потягушечки»
Ребята, покажите какими большими вы выросли (дети поднимаются на носочки, потягиваются).
А теперь покажите, какими маленькими вы были (приседают)».
Воспитатель:- Сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники
(Как вы думаете ребята, кто они)
(Воспитатель трясет пальчиками)
Правильно это наши пальчики
Дети массируют каждый пальчик.
Это большой пальчик – он как толстый мальчик.
Десять порций каши съел, от того и растолстел.
Этот пальчик указательный – он самый внимательный.
Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.
Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.
Следующему пальчику имени не дали,
Вот так безымянным его и прозвали.
А этот пальчик маленький – мизинчик называется,
На нем рука кончается!
Слышен стук в дверь.
Воспитатель: «Ребята, кто-то к нам сюда спешит (вносит куклу) Кто ты? Как тебя зовут?»
Кукла: «Здравствуйте, малыши! Я кукла Катя!»
Воспитатель: Куколка – красавица
Всем ребятам нравится.
С длинными ресницами,
Алыми-губами
Полюбуйтесь сами!
Дети называют и показывают части тела куклы.
Используя слова стихотворения, дают ей характеристики: повторяют за воспитателем.
Какая кукла- синеглазая…новые слова «синеглазая», «губки алые», длинные ресницы», «куколка-красавица».
«Посмотрите, какие у куклы маленькие ручки и пальчики. А теперь посмотрите на свои веселые ладошки. Где же, где же наши ручки? Где ладошки? Покажите! Вот они! (дети показывают ладошки). А где пальчики, девочки и мальчики? (растопыривают пальчики). Покажите, как они умеют весело плясать (двигают пальчиками). Спрятали пальчики! Вот так! (сжимают кулачки).
Ребята, Катя принесла с собой волшебный сундучок (пытается приподнять крышку, не получается)
Что же это получается?
Сундучок не открывается!
Кукла Маша на ушко воспитателю что – то шепчет.
Воспитатель: - Маша сказала, что сундучок можно открыть только
послушными пальчиками. Давайте покажем Маше, какие послушные у нас
пальчики, что умеют.
Дидактическая игра с прищепками.
Воспитатель раздает детям заготовки различных фигур.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, этим картинкам чего-то не хватает.
Давайте дополним их с помощью прищепок
Воспитатель: - Сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам
помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Кукла Катя на ушко воспитателю что – то шепчет.
Воспитатель:- Катя сказала, что сундучок можно открыть только послушными пальчиками и добрыми делами.
Давайте покажем Кате, какие послушные у нас пальчики, что умеют.
Дидактическая игра с прищепками.
Воспитатель разложил на стол детям заготовки фигур солнышко - прищепки.
Загадка про солнышко
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети. (Солнышко)
Воспитатель: правильно это солнышко
А чего ему не хватает (лучиков) давайте сделаем лучики при помощи прищепок.
Дети встают вокруг стола, каждый в свой кружочек.
Воспитатель: Солнышко вам очень благодарно и хочет поиграть с вами в игру.
Повторяем все для другой руки. Звучит аудиозапись.
Пляшут в кухне на стене
Солнечные зайчики,
(1-2 строчки - пальцами обеих рук «бегаем» по столу или стене).
А у Кати расшалились
Маленькие пальчики.
(3-4 строчки - пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой).
Быстро бегают они
По Катиной ладошке.
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнем немножко!
(5-6 строчки - пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой).
После игры солнышко благодарит детей.
Так как вы помогли мне сегодня, а я за это помогу открыть сундучок.
Под волшебную музыку солнышко светит лучиками (Фонарик) сундучок открывается, а в нём подарки.
Воспитатель: Сундучок наш, наконец,
Свою крышку приподнял!
Что же он от нас скрывал?
Да здесь же игрушки лежат!
Воспитатель: - Скажем «спасибо!» Кате! Она прощается с нами.
Дети прощаются с куклой Катей.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять,
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, вы все молодцы!
- А кто к нам в сегодня в гости приходил? (Катя и солнышко)
- Какие вы сегодня сделали добрые дела? (Мы помогли солнышку вернуть лучики, а Кате помогли открыть сундучок)
- Кате очень понравилось у нас в гостях!
- Вы показали, какие у вас пальчики послушные,
А вы маме расскажите кто вам подарил игрушки?
А теперь давайте поиграем с нашими новыми игрушками!