Получи документы

«Весна». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе

НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
«Весна». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект комплексного логопедического занятия на тему «Весна»

Ход занятия

Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать!

Утренняя зарядка. «Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем,

За природой наблюдаем. Маршируют по кругу, энергично взмахивая руками.

Вверх, на солнце, поглядели — Идут на носочках, руки подняты вверх.

С неба нас лучи согрели.

На полянку мы пришли,

И цветочки там нашли.

Распустились там и тут! Наклоны вперёд. Дети показывают «на цветочки».

Мы не рвём их – пусть растут! Помахать указательным пальцем. Жест отрицания.

На полянке пляшут птички Выполняют «пружинку», руки на поясе.

— Желтогрудые синички.

Крылышками машут «Машут крыльями».

Эти птички наши!

Над цветами, вот так вот, Идут по кругу, взявшись за руки.

Пчелы водят хоровод.

Бегут по тропке муравьи. Бегут по кругу друг за другом.

У них кругом дела свои!

Муравьев мы посчитаем Приседания со счётом «Раз, два, три!»

И чуть-чуть поприседаем.

Подошли мы к речке быстрой, Руками делают «волну».

Чистой-чистой, серебристой.

Вниз по берегу спустились, Наклоняются вперёд.

Наклонились и умылись. Имитируют умывание.

Ну а путь наш недалек. Идут на носках, руки в стороны.

Он лежит через мосток.

Через мостик перешли, Останавливаются, поворачиваются лицом в центр

На места свои пришли. круга, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Быстро время пролетело, Берутся за руки.

А теперь, друзья, за дело! Энергично рывком поднимают руки вверх.

Обучение чтению. Закрепление образа буквы «Ш». Слоговое чтение

Цель: закрепить графический образ буквы «Ш», развивать фонематический слух. Отрабатывать слоговое чтение.

Материал: каждому ребёнку: карточки с буквами «С» и «Ж». Пластилиновая основа, очищенные спички или горошины для выкладывания буквы «Ш». Взрослому для доски: Буквы «Ш», «И», «А», «О», «У», «Е», «Ы». Слоги «ШИ», «ША», «ШУ», «ШЕ», «ШО».

Кукла «Пёс Шарик».

Перед началом работы педагог кладёт каждому ребёнку на стол карточки с буквами «Ж» и «С».

- Ребята, у вас на столах лежат две карточки. Я загадаю вам две загадки, а вы поднимайте карточку-отгадку.

1. У неё так много ножек,

На жука она похожа.

Ты в словах её найдешь:

«Жук», «жилет», «ежиха», «ёж».

Поднимите карточку-отгадку. (Дети поднимают карточку с буквой «Ж».)

2. – Следующая загадка:

Между нами вышел спор:

Что за буква, как забор?

В ней три столбика подряд

Друг за дружкою стоят.

- Поднимите карточку-отгадку. (Дети растеряны. Кто-то поднимает «С». Кто-то говорит, что на столе нет карточки с буквой «Ш».)

- Правда? Вот незадача… Но я знаю, что делать! Нужно выложить букву-отгадку из спичек или горошин. Возьмите пластилиновые основы и выложите букву-отгадку из спичек (ребята постарше выкладывают «Ш» из горошин.)

- Молодцы, ребята! А теперь я буду называть слова, а вы поднимайте букву, на которую это слова начинается:

Жар, шар, шея, Женя, шум, шуба, Жук, жало, шаль, жить, шить, жёлтый, шорох, жилет, шина, Жанна, Шура. (Дети на каждое слово поднимают или карточку с «Ж», или пластилиновую основу с буквой «Ш».)

- Хорошо! А теперь пора познакомить букву «Ш» с гласными буквами «А», «О», «У», «И», «Е». Кстати, вот она, нашлась! (Показывает карточку с буквой «Ш».)

(На доске: Слева прикрепляется буква «Ш»,

Правее в столбик гласные буквы «А», «О», «У», «И», «Е».

Еще правее в столбик слоги «ША», «ШО», «ШУ», «ШИ», «ШЕ».)

«Ш» и «А», а вместе (хором) «ША»,

«Ш» и «О», а вместе (хором) «ШО»,

«Ш» и «У», а вместе (хором) «ШУ»,

«Ш» и «И», а вместе (хором) «ШИ»,

«Ш» и «Е», а вместе (хором) «ШЕ».

Взрослый надевает на руку перчаточную куклу «Пёс Шарик».

Кукла Пёс Шарик: - Ой, стойте! Вы забыли познакомить букву «Ш» с гласной буквой «Ы»! (Держит её карточку в лапках.)

Взрослый: - Давайте спросим букву «Ш»Ю хочет ли она подружиться с буквой «Ы».

(Снимает букву «Ш» с доски и озвучивает её.)

Буква «Ш»: - Нет, нет, нет! Даже не говорите мне про эту букву! Никогда не встану рядом с буквой «Ы»!

Пёс шарик: - Гав, но почему? Что случилось?

Буква «Ш»: - Буква «Ы» дразнит меня! Она называет меня… шипучим забором! Вот! Знать её не желаю!

Пёс Шарик: - Но может, она исправится, и вы помиритесь?

Буква «Ш»: Вряд ли! Я очень хорошо подружилась с буквой «И» и теперь во всех словах вместо «Ы» буду вставать с буквой «И»! Я уже и стишок придумала:

«ШИ», «ШИ», «ШИ» всегда пиши

Только с гласной буквой «И»!

- Ну ладно, буква «Ш», мы это запомним!

В заключение взрослый пишет на доске предложение:

«У Са-ши ма-ши-на, а у Миши ша-ры» - дети читают по одному слову по очереди, затем – всё предложение.

Развитие речи. Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цели: развитие связной речи, памяти, мышления, умения слушать, запоминать услышанное и анализировать.

Материалы: Иллюстрация (либо деревянный настольный театр) и текст сказки «Вершки и корешки».

После чтения сказки спросите детей:

1. За что медведь грозился съесть мужика?

2. Испугался ли мужик? Что он пообещал медведю?

3. Как ты понимаешь слова «вершки» и «корешки»?

4. Что посеял мужик на второй год?

5. Что в пшенице вкуснее: вершки или корешки?

6. Почему мужику пришлось обманывать медведя?

7. Как поступил медведь, когда понял, что мужик его обманул второй раз?

8. Вспомни овощи, в которых едят корешки.

9. Вспомни растения, в которых едят вершки.

10. Назови время года, когда наступает пора собирать урожай.

Подвижная игра «Вот так!» на развитие выразительности мимики и жеста

Цель: снятие напряжения, развитие выразительности мимики и жеста. Закрепление сюжета изучаемой сказки.

Материал: коврик.

Развитие мелкой моторики руки. «Потерялись «Ж» и «Ш»…»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Материалы: Две картонных полоски из плотного картона примерно 1,5х7 см. 7 прищепок на блюдце. Готовые образцы букв «Ж» и «Ш» из картонок и прищепок.

- В стране букв случился переполох! Злой Кляксич украл из алфавита две буквы - «Ж» и «Ш». Вернуть их он обещает только тогда, когда ребята вспомнят, как выглядят буквы «Ш» и «Ж», и сделают их из картонной полоски и прищепок.

- Я думаю, мы справимся! Ребята, сначала нужно сделать из прищепок букву «Ш». Для неё нам понадобится одна картонная полоска и три прищепки. Подумайте, как сделать из прищепок букву «Ш»? (Дети пробуют. Если не получается, взрослый подсказывает, что картонная полоска должна стать основанием буквы, на которую прикрепляются «три столбика»-прищепки.)

Буква «Ш» как буква «Е»,

Только лёжа на спине.

Когда буква «Ш» готова, взрослый говорит:

- С первым заданием вы справились, и буква «Ш» уже на свободе!

Осталось собрать из прищепок букву «Ж», похожую на жука. В ней картонная полоска будет посередине и к ней следует прицеплять «ножки» буквы «Ж».

Дети делают букву «Ж», взрослый тоже. В конце дети показывают, что у них получилось, а взрослый показывает, что у него получилось.

- Молодцы, ребята! Буква «Ж» тоже на свободе! Кляксич остался ни с чем!

Подготовка руки к письму. «Медвежья семейка»

Цель: развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист «Три медведя с тарелками», фломастеры.

Развитие речи. Беседа о временах года. Признаки весны

Цель: развитие речи, активного и пассивного словарного запаса. Систематизация представлений о временах года вообще и о весне в частности.

Материалы: Иллюстрации весны. Шнурок с бусинами.

- Ребята, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.) А кто знает, какое время года сейчас наступило? (Варианты ответов.)

- Незаметно закончилась зима и к нам пришла весна. (Ставит аудиозапись мелодии «Капель» и показывает иллюстрации весны, продолжая свой рассказ.)

- Весну часто изображают в виде волшебницы, которая оживляет землю. (Показывает иллюстрацию Весны.) С её приходом солнце начинает пригревать сильнее, тает снег, бегут ручьи, из земли пробиваются цветы и трава.

- А какие цветы – самые первые? (Подснежники, мать-и-мачеха и одуванчики.)

Взрослый показывает картинки цветов мать-и-мачехи.

Давайте вспомним признаки, по которым мы можем догадаться, что пришла весна:

- тает снег;

- становится теплее;

- бегут ручьи;

- растут трава и цветы;

- солнце светит чаще;

- день становится длиннее;

- на деревьях набухают почки и появляются листья;

- прилетают птицы из тёплых стран.

Аппликация «Весенняя веточка»

Цели: Развитие моторики, развитие творческих способностей, развитие умения обращаться с бумагой и клеем.

Материалы: Дети получают рабочие листы (лист может быть белого или голубого цвета, на которых коричневой краской нарисована веточка дерева. На столах – зелёная бумага, клей. Можно также добавить розовые цветы, сделанные фигурным дыроколом.

Физминутка. «Репка»

Развитие моторики. «Пшеничная каша»

Цель: развитие моторики.

Материалы: рабочий лист «Баба с чугунком». Маленькие пуговицы или фасоль.

- Что в сказке посадил мужик во второй раз? (Пшеницу.)

- Что у неё съедобное – вершки или корешки? (Вершки, то есть верхняя часть.)

- Верно. В верхней части пшеничного колоска растут зёрна пшеницы, из которых потом можно делать муку, а можно и сварить пшеничную кашу.

- Жена мужика решила приготовить пшеничную кашу. Помогите ей засыпать пшеничные зёрна в чугунок. (Раздаёт детям рабочие листы «Баба с чугунком».) Чугунок – это такая посуда, в которой в деревнях готовили еду в печи.

- Представим себе, что пуговицы (или фасолины) – это пшеничные зерна. Заполните ими чугунок на листе бумаги.

Дети работают под слова потешки:

Массажная пауза. «Поспевает урожай!»

Материалы: каждому ребёнку - массажный мяч.

Математика. Решение задач. Игра «Магазин»

Цель: Счёт в пределах 10-ти. Развитие умения решать задачи. Развитие практических навыков устного счёта.

Гимнастика с мячами

Цель: формирование умения играть с мячом, развитие двигательной активности, координации.

Материал: мячи на каждого ребенка.

Лепка. «Скворец»

Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей. Формирование представлений о скворце, развитие умения лепить птицу из пластилина.

Материалы: Чёрный пластилин (разделенный взрослым на количество основных деталей, немного жёлтого пластилина (для клюва и глазок, стека, пластилиновая доска. Картонная подставка 8х8 см, натёртая воском (желательно взять зелёный картон). Иллюстрация скворца и скворечника. Запись пения скворца. Готовый образец.

-

Рисование: «Медведь»

Цель: развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике «примакивание».

Материалы: лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

Завершающая гимнастика «Весенняя прогулка»

Собирайся, детвора! (Машут руками к себе – жест приглашения.)

Весна зовёт: «Гулять пора!» (Маршируют на месте.)

Будем по лесу гулять, (Останавливаются, поднимают руки вверх — в

Свежим воздухом дышать. стороны, делают вдох носом;

опускают руки вниз, выдох ртом.)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём. (Поворачиваются вправо друг за другом, идут

на носочках, руки на поясе.)

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдём. (Идут друг за другом, высоко поднимая колени, руки за спину.)

Встали ёлки на пути.

Нам их нужно обойти. (Идут змейкой друг за другом.)

Идите, дети, осторожно:

О ветки уколоться можно.

Вот сороки пролетели, (Бегут по кругу на носочках, машут руками.)

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки-белобоки:

— Весна идёт! Идёт весна!

За весною вслед пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Хоровод мы заведём.

На лужочке заинька,

Розовый, удаленький! (Прыгают по кругу, ручки-ушки на макушке.)

Ну-ка, Зайка, попляши,

Очень ножки хороши! (Присядка, нога в сторону. Меняем ноги.)

За весною вслед пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Хоровод мы заведём.

Пришла весна, (Останавливаются, взявшись за руки.)

Весна красна! (Соединённые руки поднимают вверх.)

Прощание

Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Хоть и жалко расходиться,

Время нам пришло проститься.

Мы сюда придём опять

Заниматься и играть.

Публикации по теме:

Комплексное занятие в старшей группе «Красная гвоздика — символ Победы»Комплексное занятие в старшей группе «Красная гвоздика — символ Победы» Комплексное занятие в старшей группе: «Красная гвоздика – символ Победы». Цель: Воспитание нравственно – патриотических чувств, желание.

«Крымская весна». Комплексное занятие по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники  «штампинг»«Крымская весна». Комплексное занятие по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники  «штампинг» «Крымская весна».Комплексное занятие по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – Штампинг. (Штампуем пробками.

Логопедическое занятие в старшей группе детского сада «Праздник Победы»Логопедическое занятие в старшей группе детского сада «Праздник Победы» «Праздник Победы» логопедическое занятие в старшей группе детского сада Цель: Воспитывать патриотические чувства у старших дошкольников,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Весна». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе
Опубликовано: 6 марта 2025 в 18:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Весна». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА (УИ 1121551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД