Наталья Торхова
Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. Торхова Наталья Владимировна
МБУ детский сад № 51 «Чиполлино»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве.
Реагируя на все изменения социальных условий и общества ФГОС ДО создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса. При выборе новых концепций педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должно быть высоко эффективным.
Публикация «Проект „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Поэтому педагоги должны уметь осуществлять педагогическое проектирование, т. е. проектировать педагогические технологии, чтобы повысить качество образовательного процесса. Данное положение определяет практическую значимость данного проекта.
Для дошкольника чувство Родины начинается с семьи. Семья — это целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Надо показать ребёнку, что родной город – это тоже его родной дом, который славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Город – частица Родины. Знания о городе постепенно обогащают представления детей о родной стране и способствуют таким образом формированию основ патриотизма.
В качестве ведущего средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом мы выбрали познавательно-исследовательскую деятельность. Именно она обеспечивает возможность включения ребенка в совместную со взрослым и самостоятельную деятельность, связанную с познанием города, его истории, традиций, достопримечательностей.
Проблема: в старшем возрасте возрастает потребность больше узнать о свой Родине. И
Как выстроить развивающую среду для формирования знаний о родном городе?
Миссия проекта: создание условий для проявления интереса к истории и развитию родного города.
Задачи:
1.1. Вызвать у детей интерес к родному городу.
1.2. Формировать представления детей об истории города, достопримечательностях, символике, о знаменитых людях.
1.3. Формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.
1.4. Воспитывать любовь к родному городу.
2.1. Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с родным городом.
2.2. Побуждать к совместным экскурсиям и прогулкам по городу, с последующим составлением фото-газеты об экскурсиях, изготовлению фотоальбомов.
3.1. Создать предметно-пространственную среду для решения задач по ознакомлению с городом;
3.2. Создание мини-музеев в группе.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Цель: выявить уровень представлений детей о Родном городе.
Критерии
1. Эмоционально-мотивационный (показатели):
- наличие желания знакомиться с историей города,
- наличие интереса к истории родного города,
-наличие эмоционально-положительного отношения к своему городу, проявление чувства любви, уважения к родному городу и к людям, живущим в нём,
- проявление потребности в совершении добрых дел для своего города.
2. Когнитивный (показатели):
- представления об истории своего города, о его настоящем и прошлом,
- представления о городе, как месте проживания (адрес, район,
- представления о достопримечательностях города Тольятти,
- представления о предприятиях города (ВАЗ и другие предприятия, их значение для горожан,
- представления об основных памятных событиях и традициях города (День города и др. ,
- представления о значении города для страны (автомобили, электроэнергия, строительные материалы и др. ,
- представления о символике города.
3. Деятельностный (показатели):
- умение определять местоположение города на карте Самарской области и страны,
- умение ориентироваться по плану города (находить основные улицы и объекты,
- умение применять знания в практической деятельности (с помощью взрослого рассказывать о своём городе, о замечательных, известных земляках, используя демонстративный материал-видео, фото, иллюстрации).
Этапы I этап Проблемно-обучаюший
II этап Частично-поисковый
III этап Исследовательский
Взаимодействие (сотрудничество) с родителями
Предметно - развивающая среда
Цель, задачи
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к своему городу.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес знакомиться с историей города, сформировать эмоционально-положительное отношение к родному городу.
2. Вызвать у детей интерес к истории родного города.
3. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
Цель: формировать у детей представления о родном городе.
Задачи:
1. Сформировать представления об истории своего города, о его настоящем и прошлом,
2. Сформировать представления о городе, как месте проживания (адрес, район).
3. Сформировать представления о достопримечательностях города Тольятти,
4. Сформировать представления об основных памятных событиях и традициях города (День города и др. ,
5. Сформировать представления о значении города для страны,
6. Сформировать представления о символике города.
Цель: формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
1. Сформировать умение ориентироваться по плану города (находить основные улицы и объекты).
2. Сформировать умение определять местоположение города на карте Самарской области и страны.
Сформировать представления о предприятиях города (ВАЗ и другие предприятия, их значение для горожан).
Преобразовать предметно-развивающую среду маркерами игрового пространства, оснастить речевой уголок литературой о родном городе.
Способы и формы работы
- рассматривание фотографий и иллюстраций «Мой район и город, в котором я живу»;
- прослушивание песен и стихов о родном городе,
- экскурсия в музей ВАЗа,
- экскурсия в краеведческий музей
Организация самостоятельной деятельности детей:
- рассматривание открыток и книг по теме; из бумажных форм;
- д/игры «Собери автомобиль»;
- с / р игра «Автосалон»
- с / р игра «Магазин сувениров»
- с / р игры «Почта», «Экскурсоводы».
- выставка рисунков о родном городе
- изготовление машин из бросового материала
- рассказ родителей о профессиях взрослых города Тольятти
- презентация мини-музеев в группах
- фотовыставка
-выставка детских рисунков
- викторина «Что, где, когда?» о родном городе
- досуг «Путешествие по родному городу»
- праздник «День города» - экскурсия на тему «ВАЗ - гордость Тольятти»;
- экскурсия на тему «История города Тольятти» (в краеведческий музей)
- экскурсия на тему «Символика города Тольятти» (на Центральную площадь)
- экскурсия на тему «Где эта улица, где этот дом»
- экскурсия на тему «Татищев – основатель города»
Оформить альбом фотографий и иллюстраций «Мой район и город, в котором я живу»; словарик: «Улица на которой я живу»; пополнить настольно- печатные игры по теме.
Деятельность педагога и детей Педагог:
-подбирает
фотографии и иллюстрации о родном городе
- подбирает стихи и песни о родном городе
Дети:
рассматривание фотографий и иллюстраций;
- заучивание стихов;
- слушание песен; Педагог:
- организует экскурсии;
- организует беседы с детьми;
- организует совместную деятельность детей
- организует с / р. игры
Дети:
-играют
- создают модели машин из бумаги и бросового материала
- рассматривают открытки
- рисуют Педагог:
-играют
- создают модели машин из бумаги и бросового материала
- рассматривают открытки
Дети:
- принимают участие в презентации
- рисуют рисунки на тему «Родной город»
- разучивают стихи, песни, танцы
- приносят материал для мини-музея
- готовят элементы костюмов приносят материал для мини-музея
- готовят элементы костюмов подбирать
фотографии и иллюстрации о родном городе; создать модели машин из бумаги и бросового материала
Результат
продукт - конспект экскурсии,
- альбом фотографий и иллюстраций о родном городе;
- фонотека с песнями о родном городе;
- конспект экскурсий и бесед с детьми;
- д / игры;
- с / р игры
- коллекция сувениров о городе Тольяттик
- коллекция моделей машин;
- конспекты праздника и досуга
- мини-музей
-выставка рисунков
-фотовыставка
- конспект экскурсий и бесед с детьми;
- д / игры;
- с / р игры
- коллекция сувениров о городе Тольятти
- коллекция моделей машин - конспекты праздника и досуга
- мини-музей
-выставка рисунков
-фотовыставка
Результат
эффект - наличие эмоционально – положительного отношения к своему городу, проявление чувства любви, уважения к родному городу и к людям, живущим в нём,
- наличие желания знакомиться с историей города,
- представления об истории своего города, о его настоящем и прошлом, - представления о городе, как месте проживания (адрес, район,
- представления о достопримечательностях города Тольятти,
- представления о предприятиях города (Ваз и другие предприятия, их значение для горожан,
- представления об основных памятных событиях и традициях города (День города и др. ,
- представления о символике города,
- умение ориентироваться по плану города (находить основные улицы и объекты,
- умение определять местоположение города на карте Самарской области и страны,
- умение применять знания в практической деятельности (с помощью взрослого рассказывать о своём городе, о замечательных, известных земляках, используя демонстративный материал-видео, фото, иллюстрации
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта необходимо создать следующие условия.
1. Кадровые: повышение квалификации педагогов; привлечение родителей.
2. Финансово-экономические ресурсы: привлечение внебюджетных средств для приобретения литературы, видеоматериалов, пособий (открытки, альбомы, дидактические игры, книги, фотографий, канцтовары, сувениров,
3. Материально-технические ресурсы: видеооборудование, аудиооборудование.
4. Правовые ресурсы: разработка положения о конкурсах (круглый стол, чтецов, костюмов, мини-музеев, музыкальных представлений); выставки.
5. Организационно-методические: разработка конспектов досугов, разработка сценарии КВН, консультации, проведение родительских собраний, создание мини-музеев, оформление тематических альбомов, коллекции открыток, макеты автомобилей, фотогаллереи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2014.
4. Лапина, Н. Г. Родничок. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Лапина [и др. ]. - Тольятти : Форум, 2009.
5. О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, А. А. Ошкина, Е. А. Сидякина Алгоритм реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. - Под редакцией О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013.-214с.