Ирина Ивановна Жабина
Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Жабина Ирина Ивановна.
Консультация для воспитателей.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на её благо.
Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился.
Публикация «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
При организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
- принцип историзма;
- принцип гуманизации;
- принцип интегративности.
Задачи:
- формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему;
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, отражать в своей деятельности;
- развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, городу, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.
* Ознакомление с родным городом должно естественно "входить" в целостный образовательный процесс, на основе доминирующих целей базовой программы.
* Вводить краеведческий материал в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно-значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам.
* Формирование личного отношения к фактам, событиям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
* Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
* Осуществление деятельностного подхода, т. е. выбор детьми деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок, рисование и т. д.).
* Привлечение детей к участию в городских праздниках Новомосковска, организация экскурсий, встречи с известными жителями города.
* Отбор методов, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
* Создание развивающей среды в группе и ДОУ на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, макет микрорайона, выставки продукции ведущих предприятий, создание альбома "Мой любимый город" и др.)
* Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Новомосковску должны передаваться детям.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников.
Важно помнить:
1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциям, слайдами и др.
2. Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа для активизации их внимания (можно спросить: "Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?").
3. Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: "Это было очень давно, когда ваши дедушка и бабушка были такими же маленькими как вы", или "Это было очень-очень давно, когда ваших мам и бабушек ещё не было на свете".
4. Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте, не употребляя специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
5. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Таким образом, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет эффективно решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
"Наш город Новомосковск"
"Телецентр" (около нашего детского сада) - коллективная аппликация
Используемая литература:
журнал "Дошкольное воспитание" № 5/2003, № 8/2006; журнал "Ребёнок в детском саду" № 2/2006.
фотографии ("ротонда" и "мемориал памяти"):
http://www.hservice.ru/upload/cities/2012Jun/1339612019_10.jpg
http://uchportfolio.ru/public_files/1216351032.jpg