Мурзаева Наталья Александровна
Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педконсультация: Мурзаева Наталья Александровна
Тема: «Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности».
Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность при ознакомлении детей с природой является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Публикация «Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. «Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей». Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой. Распространение звука, в воздухе и в воде. Различная окраска объектов окружающей действительности в разное время года и т. п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений, для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников, стали подлинными приемами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И.)
Их опыт показывает, что экспериментальная деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Экспериментальная деятельность в ознакомлении дошкольников с природой даёт навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок учится, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- как научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир);
- как научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- как научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей. А ещё в ходе экспериментальной деятельности я выработала ряд правил:
*Эксперимент – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;
*Детская исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
* Как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;
*При проведении эксперимента необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
*Каждый ребенок имеет право на ошибку;
* Воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например: в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т. д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью.