Скворцова Ирина Владимировна
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ
СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2014 год
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». – Сухомлинский В. А.
1. Условия возникновения опыта.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исходя из главной идеи образования – личностное развитие детей, основной частью которого является развитие творческих способностей ребёнка, я занимаюсь развитием детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с миром природы. Так как самовыражение ребёнка в изобразительной деятельности способствует не только развитию личностных качеств, но и воспитанию нравственно-эстетических чувств.
Работаю по данной теме 5 лет. Первый шаг в работе – это анализ детских работ по рисованию, лепке и аппликации. Пришла к выводу, что навыки детей свидетельствуют о среднем уровне развития. Отсюда возникла необходимость в более широком подходе к проблеме изобразительной деятельности детей. Конкретно к изобразительной деятельности детей, через ознакомление с природой, что способствует его разностороннему и творческому развитию. Тем более что потребность разностороннего и творческого развития личности ребёнка с каждым годом становится всё более востребованной со стороны родителей.
2. Актуальность.
Свою тему считаю актуальной, так как влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая за природой, они делают свои выводы, умозаключения. Окружающая природа воспитывает у детей эстетическое отношение к окружающей жизни, способствует развитию внимания, памяти, мышления и воображения, формирует интерес к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что необходимо для подготовки детей к школе. Поэтому я веду целенаправленную педагогическую работу по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с природой».
3. Ведущая педагогическая идея.
Природа, является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие природы. Воздействуя на эмоции ребенка, природа вызывает эстетические чувства у ребенка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника.
Взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны : первая – приобретение ребенком знаний на основе восприятия природы; вторая – влияние изобразительной деятельности на развитие и углубление знаний ребенка о природе.
Главной целью моей работы является развитие творческой личности, через ознакомление с миром природы. Ведущей педагогической идеей, является воспитание гармонично развитой личности, способной воплощать в жизнь свой творческий потенциал.
4. Теоретическая база.
В своей работе опираюсь на знание закона Р. Ф. «Об Образовании», знаю дошкольную педагогику и психологию. Работаю по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Использую личностно-ориентированный подход, основываясь на индивидуальных особенностях каждого ребёнка.
А также, в своей работе над темой, опираюсь на два раздела программы «Детство» : Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Парциально использую в работе две программы: Т. С. Комаровой – «Красота. Радость. Творчество», и С. Н. Николаевой – «Юный эколог».
Изучаю и внедряю в работу технологию Т. А. Копцевой – «Природа и художник».
5. Новизна опыта.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, необходимо рассматривать как творческую. Дети знакомятся с временами года, их спецификой и сменой, с явлениями природы, растениями, животными. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречается детьми положительно. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из листьев, цветов, веток; лепят птиц и зверей; в своих рисунках изображают родную природу в разные времена года.
Для того чтобы ребенок мог изобразить все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений, а также следует подчеркивать красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева и так далее.
Для того чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, растений, явлений природы, необходимо рассказывать малышам о них. Для уточнения образа можно использовать соответствующие игрушки, фотографии, иллюстрации, картины. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом будет изображать, но и обвести рукой каждую часть. Впоследствии это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное, растение и так далее.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Нужно поддерживать интерес детей, играть вместе с ними, фантазировать, что можно сделать из природного материала, как изобразить увиденную детьми природу, и конечно использовать в творчестве разнообразный изобразительный материал.
Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.
В работе над темой я использую разнообразные методы и приёмы.
Наиболее интересными считаю проектный метод. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он помогает развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проектно - исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно - следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Наиболее интересными считаю такие проекты, как: «Елочка, зеленая иголочка», «Чудо дерево», «Мир комнатных растений», «Наши соседи, насекомые», «Птицы наши друзья», «Разноцветные дни», «Капелька», «В мире животных», «Лес полон сказок и чудес» и др.
В своей работе я использую следующие виды проектов: долгосрочные, краткосрочные, исследовательские.
Задачи проектной деятельности :
1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
2. Познакомить детей с правилами поведения на природе.
3. Учить анализировать, делать выводы; учить видеть красоту русской природы.
4. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Проектный метод позволяет дать детям более глубокие знания об объектах и явлениях природы, помогают развить творческие способности у детей, изобразительные умения и навыки.
Л. С. Выготский писал, что кроме воспроизводящей деятельности, в поведений человека присутствует деятельность комбинирующая или творческая, на базе которой и создаются произведения изобразительного искусства у детей. Поэтому мир природы у детей не всегда похож на реальный. Тем не менее, именно живые звери, птицы и растения становятся огромным стимулом для творчества и источником вдохновения.
6. Технология опыта.
Для достижения положительных результатов в работе над темой, поставила цель – Развивать изобразительную деятельность ребёнка, в процессе ознакомления с миром природы.
И выявила основные задачи своей деятельности :
1. Организация предметно - развивающей среды для развития изобразительной деятельности детей.
2. Использование разнообразных методов и приёмов повышающих интерес детей к миру природы и к самостоятельной изобразительной деятельности.
На основе наблюдений за детьми, изучения программ составила перспективный план работы по изобразительной деятельности в соответствии с темами наблюдений за природой, и с учетом интересов детей к нетрадиционной технике изображения. Вся деятельность взаимосвязана, она основывается на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества. Образовательная деятельность проводится в 1 половине дня, во 2 половине дня проводится кружковая работа.
Кружковые занятия способствуют развитию творческих способностей, психических процессов у детей.
Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия в кружке «Природа и фантазия».
Для создания интереса, в группу был внесен персонаж-игрушка «Пчелка Майя», она живет в мастерской «Маленький художник» учит детей, помогает, подсказывает и рассказывает. Дети делятся с ней своим опытом. В мастерской созданы условия для проявления самостоятельности и творчества – дети могут найти любой материал для художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, изготавливают поделки «Оригами», игрушки из природного, бросового материала. Это интересно, красочно и познавательно. Работы детей представлены на выставке «Мир глазами детей», «Полянка детского творчества».
Невозможно способствовать развитию творческой активности без участия родителей. Дети вместе с родителями выполняют домашние задания: семейное рисование «Мы рисуем вместе…», композиции из природного материала «На лесной поляне…».
Наш кружок «Природа и фантазия» способствует формированию экологической культуры у детей, развивает представления о ценности природы и правилах поведения в ней.
7. Результативность.
Организация интересной содержательной жизни ребенка, организация повседневных наблюдений за природой, общение с искусством, грамотный отбор материала, а так же учет индивидуальных особенностей детей, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества, имели положительные результаты мониторинга по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности.
2012 – 2013 уч год. (младшая группа 23 чел.)
Уровни развития Май
высокий 17%
средний 74%
низкий 9%
2013 – 2014 уч год. (средняя группа 23 чел.)
Уровни развития Май
высокий 21%
средний 74%
низкий 5%
2014 – 2015 уч год. (старшая группа 22 чел, изменился состав группы)
Уровни развития Сентябрь Декабрь
высокий 12% 23%
средний 71% 72%
низкий 17% 5%
Мониторинг доказывает эффективность применения современных технологий, игровых методов и приемов работы с детьми, взаимодействия с родителями. Систематизация работы по теме, способствовало росту интереса детей к изобразительной деятельности, а также отмечается положительная познавательная активность и любознательность детей к окружающей природе. Дети с большим удовольствием рисуют, лепят, конструируют не только в совместной деятельности, но и самостоятельно создавая разнообразные образы природы и окружающего мира.
8. Адресная направленность.
Данный опыт может представлять интерес для воспитателей ДОУ, где основным направлением является развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с природой.
9. Используемая литература.
В своей работе я опиралась на теоретическую базу крупнейших специалистов в области изобразительной деятельности, таких как: Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина - «Красота. Радость. Творчество» - программа по эстетическому воспитанию.
Т. С. Комарова – «Дети в мире творчества», «Занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста».
Изучила опыт работы Т. А. Копцевой – «Природа и художник» - художественно-экологическая программа по изобразительному искусству.
Познакомилась с опытом работы таких авторов как: Л. В. Компанцева – «Поэтический образ природы в детском рисунке», Р. Г. Казакова – «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» и внедрила эти методики работы в свою деятельность.
А также опираюсь на теоретическую базу специалистов в области экологического воспитания, таких как:
С. Н. Николаева – «Методика экологического воспитания дошкольников»
О. А. Воронкевич – «Добро пожаловать в экологию»
Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова – «Мир природы и ребёнок»
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – «Экологические проекты в детском саду».
Н. Ф. Виноградова – «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
Всю выше перечисленную литературу (методики работы, использую в своей работе с детьми по принципу доступности, постепенности, последовательности, систематичности, наглядности и интегрирования.