Анна Нейштадт
Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты по теме «Воздух»
1. «Свойства воздуха»
Цель: закрепить знания о воздухе, познакомить с его свойствами, дать понятие о том, что воздух занимает место.
Материал: полоски бумаги, бумажные парашютики, воздушные шары круглой и овальной формы.
Опыты.
1. Дунуть на бумажку, она отклонится в сторону — движение воздуха.
2. Пустить бумажный парашютик, он медленно опустится.
3. Надуть шарик: круглый и овальный. Воздух принял форму шара и овала.
4. Сжать круглый слабо надутый шарик — он сплюснется, отпустить — он примет прежнюю форму.
Публикация «Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
5. Выяснить понимание детьми выражения: «Выйти сухим из воды». Уточнить, можно ли опустить на дно тазика салфетку, не промочив ее. Уложить на дно стакана бумажную салфетку, стакан перевернуть вверх дном и опустить в таз с водой. Вынув стакан из воды, дать детям возможность обследовать салфетку. Что помешало воде намочить ее?
Вывод: воздух движется с разной силой, если его выпускать небольшой струей; воздух принимает форму предмета, в котором размещается; воздух находился в стакане, поэтому не пустил в него воду и салфетка осталась сухой.
2.«Шарик-ракета»
Цель: помочь определить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.
Материал: воздушные шары разной формы.
Опыт. Надуть воздушный шар, не завязывая, отпустить его. Отметить, к воздух с шумом вырывается из шара и толкает его в противоположную сторону. Запустить шары разной формы и упругости, отметить траекторию и дальность полета. Определить, от чего зависит дальность и высота полета шара. Рассказать о том, что этот принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: воздух обладает упругостью, может сжиматься, занимать меньший объем, при выходе из шара толкает его, создавая силу движения.
3.«Мячики»
Цель: показать, что при наполнении отдельных предметов воздухом они приобретают упругость; выявить использование этого качества человеком.
Материал: два мяча.
Опыт. Предложить взять два мяча разного цвета и упругости (сильной и слабой) и отбить их от пола. Посмотреть, какой из мячей легче отбивается и выше отскакивает от пола. Уточнить, с каким из мячей легче и интереснее играть.
Вывод: твердый мяч обладает большей упругостью.
Опыты по теме «Вода»
1. «Найди быстрый способ разогреть льдинки и мороженое»
Цель: формировать представление о том, что лед, мороженое тают быстрее от теплого воздуха, чем укрытые шубой или одеялом.
Материал: льдинки, мороженое, одеяло, шуба.
Опыт. Внести одинакового размера ледыш, мороженое. Предложить посоревноваться, кто скорее растопит один из названных предметов. Для работы предложить выбрать батарею, шубу или просто тарелочку. После того как ледыш и мороженое растают, уточнить, почему под шубой, одеялом они таяли медленно. Греет ли шуба и одеяло? Для чего предназначаются шуба и одеяло?
Вывод: мороженое быстрее растает на батарее — там, где больше теплого воздуха.
2.«Больше — меньше»
Цель: учить определять количество жидкости на глаз и с помощью условной мерки в сосудах разной формы и величины.
Материал: банки, бутылки разной формы и величины, но одной вместимости, мерная кружка.
Опыт. Налить во все сосуды одинаковое количество воды. В каком из них больше (меньше) жидкости и почему? Предложить измерить воду мерной кружкой, отмечая результат измерения.
Вывод: жидкость принимает форму того сосуда, в который помещается.
3.«Как работает термометр?»
Цель: показать, как работает термометр.
Материал: уличный или комнатный термометр, кубик льда, чашка.
Опыт. Зажать пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налить в чашку воду и положить в нее лед. Размешать. Поместить термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотреть, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Вывод: когда держишь шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда же опускаешь термометр в холодную воду, столбик начинает опускаться; тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре (когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке); холодная вода поглощает тепло градусника (остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке).
Опыты по теме «Песок»
1.«Разная водопроницаемость песка и глины»
Цель: расширить знания детей о свойствах песка и глины.
Материал: 2 банки, песок, глина, вода.
Опыт. Подготовить 2 банки: одну — с песком, другую — с глиной. Влить одинаковое количество воды в банки с песком и глиной. В банке с песком вода просочилась на дно, а в банке с глиной осталась наверху.
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает ее, не пропускает.
2.«Песочные часы»
Цель: познакомить детей с песочными часами, научить мастерить их самостоятельно.
Материал: песочные часы, 2 пластмассовые бутылки.
Опыт. Показать детям настоящие песочные часы, понаблюдать, как сыпется песок. Дать возможность ощутить длительность минуты. Песочные часы можно изготовить самостоятельно: соединить две пластмассовые бутылки, в одну из них насыпать песок, перевернуть. Из одной бутылки в другую песок пересыплется за определенное время.
Вывод: с помощью песка можно измерять время.
Опыты по теме «Человек»
1.«Глаза»
Цель: дать понятие о том, что глаза являются одним из основных органов чувств; дать элементарные знания о строении глаза.
Материал: фотоаппарат, плакат «Строение глаза», зеркало.
Опыт. Внести фотоаппарат, нажать на кнопку — открылось маленькое окошечко: через него проходят лучи света и попадают на пленку, рисуют на ней то, что мы хотим сфотографировать. Так же устроены глаза.
- Посмотрите друг другу в глаза. Что видите в середине? (Черная точка, а вокруг цветной кружок.) Этот цветной кружок - радужная оболочка. У людей она бывает разного цвета: коричневая, зеленая, голубая. Черный кружок в середине - зрачок. Через него свет попадает внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? Какой цвет глаз у вашего соседа, мамы, у вас? Посмотрите на свои глаза в зеркало.
Вывод: глаза - один из основных органов чувств; при помощи глаз мы имеем возможность видеть окружающее; цвет глаз у всех разный, но есть люди с одинаковым цветом глаз.
2.«Проверка зрения»
Цель: показать зависимость качества зрения от расстояния до предмета.
Материал: предметные картинки, повязка на глаза, мел.
Опыт. Завязать одному из детей глаза. Что видно? Почему? Снять повязку, поднести близко к глазам картинку. Что изображено на картинке? (Плохо видно.) Что нужно сделать, чтобы четко увидеть изображение? (Отодвинуть картинку дальше от глаз.) Дети в парах проверяют друг у друга зрение, отмечают расстояние, с которого четко видно изображение на картинках. Отодвинуть картинку далеко. Хорошо видно?
Вывод: трудно рассмотреть предмет, который находится очень близко или, очень далеко от глаз.
3.«Провожатый»
Цель: показать частичную компенсацию зрения другими органами чувств.
Материал: повязка для глаз.
Опыты.
1. Дидактическая игра «Провожатый».
Одному из детей закрыть глаза повязкой, другой ребенок — провожатый — ведет его между расставленными предметами, предупреждая об опасности. Ребенка с завязанными глазами спросить: «Видел ли ты что-нибудь через повязку? Удобно было бы идти тебе одному?» У всех остальных: «Видели ли вы слепых людей на улице и как их можно узнать?»
2. Детей разделить на две группы. Первой группе завязать глаза. Дети второй группы молча выбирают себе партнера из первой группы, подходят к нему. Каждый «слепой» обследует своего партнера руками: лицо, одежду, прическу, называет его имя. В конце игры обсудить ориентирование слепых людей, назвать причины, по которым может испортиться зрение: длительный просмотр телевизора, игры на компьютере, чтение в темноте, низкие наклоны при письме и рисовании.
Вывод: потерю зрения можно частично заменить другими органами чувств; зрение надо беречь, выполнять режим дня и правила посадки во время письма и чтения.