Епанешникова Виктория
План работы по самообразованию «Ознакомление детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой»
Перспективный план работы по самообразованию в средней группе.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность.
Публикация «План работы по самообразованию „Ознакомление детей с природой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.
Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Концептуальность
Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;
- создавать благоприятные условия для самовыражения.
Принцип научности и доступности понятий:
на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.
Ведущая педагогическая идея
Педагогическая идея – формирование природоведческой культуры у детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Новизна опыта заключается в следующем:
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- в обогащении жизненного опыта;
- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Цель:
Воспитание экологически-грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие)
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Этапы работы :
1. Теоретический этап.
1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г. Планета наш дом : Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995. - 288с.
2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская. М. : Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 258 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу А. И. Васильева. М. : Просвещение, 1972. 126 с.
6. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1978. – 96с.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
9. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.
10. Венгер Л. А. Развитие. Программа нового поколения.
11. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А. И. Иванова. М. : ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой. —М. : Просвещение 1991.—240с.
13. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд. : Детство-пресс, 2003-319с.
14. Лучинин М. В. Детям о природе. - М., 1989.-115с.
15. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М. : Просвещение, 1989.- 165с.
16. Максимова Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. комплекс Л. И. Максимова. Якутск: Изд. -во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я, 2002.-118 с.
17. Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М. : Новая школа, 1995. 106 с. 1 Ю. Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М. : Просвещение, 1993. - 187 с.
18. Осипов Г. Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г. Н. Осипов. М. : Просвещение, 1981. - 86 с.
2. Практический этап.
• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
• Создание предметно-развивающей среды в группе.
• Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей.
• Экологический проект по теме «Огород на подоконнике».
• Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
• Работа с родителями : консультации, мастер-классы, собрания, мероприятия и т. д.
План самообразования.
Название месяца Тема Цель Содержание работы Отметка о выполнении
Сентябрь «Овощи и фрукты»
«Золотая осень»
Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах : где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.
Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью; способствовать развитию познавательного интереса; учить видеть красоту окружающей природы 1. Рассматривание овощей и фруктов (иллюстрации, муляжи и свежие овощи и фрукты, беседа.
3. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чудесный мешочек»; физкультминутки «Мы капусту рубим» и др.
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об овощах и фруктах, «Сказка о том как, овощи воевали», «Ослиный огород», Н. Толоконников «Огород», Г. Юдин «Зайчик на огороде» и др.
1. Наблюдение в природе, беседа об осени.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень»
3. Прослушивание записи песни «Что нам осень принесет?», «Осенняя песенка».
4. Дидактические игры «Когда это бывает?»
5. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об осени, Н. Сладков «Как наступает осень», И. Бунин «Лес точно терем расписной», К. Тангрыкулиев «Четыре сестры», К. Бальмонт «Осень» и др.
Октябрь «Царство растений – деревья»
«Беседа о лесе»
«Чтобы не было беды» (добрые и злые дела огня). Уточнять и закреплять знания о деревьях и характерных признаках.
Познакомить детей с деревьями ближайшего окружения.
Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев (елка, береза, сосна и др.)
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать уважение к труду пожарных. 1. Наблюдение деревьев на участке и беседа о деревьях и лесе, беседа «Добрые и злые дела огня», беседа о профессии «Пожарный».
2. Экскурсия в парк, в лес.
3. Рассматривание иллюстраций серии «Деревья», «Лес».
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о деревьях, И. Токмакова «Ива», «Осинка», «Дуб» «Рябина»; С. Есенин «Береза», «Сказка о крылатках», «День рождения елочки», «Сказки о листовичках», «Сказки о деревьях» и др.
5. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги», сюжетно-ролевая игры «Мы – пожарные»
Ноябрь «Поздняя осень» Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе поздней осенью; развивать связную речь, умение передавать свои мысли. 1.. Наблюдение в природе, беседа о поздней осени.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень».
3. Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Скучная картина! А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» и др.
4. Прослушивание записи произведений серии «Времена года».
5. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди с какого дерева лист», и др.
Декабрь «Зимушка-зима» Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе; способствовать развитию познавательного интереса; 1. Наблюдения в природе и беседа о зиме.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Зима».
3. Прослушивание записи песни «Уж ты, зимушка-зима», песен про зиму.
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о зиме; И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер»,Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «Снежинка», И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» и др
5. Подвижная игра: «Мороз –красный нос», «Попади в цель»; дидактическая игра «Когда это бывает?» и др.
Январь «Как звери в лесу зимуют»
«Зимующие птицы»
Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
Формировать у детей представление о приспособленности животных к зимнему периоду.
Познакомить детей с зимующими птицами : внешним видом, повадками.
Воспитывать заботливое отношение к птицам (подкармливать птиц). 1. Рассматривание иллюстраций серии «Дикие животные», «Птицы»
2. Беседа: «Дикие животные», «Лесные звери нашего края», «Как зимуют звери в лесу», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как заботимся о птицах зимой» и др.
3. Наблюдение зимующих птиц на кормушке.
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о диких животных и птицах; А. Суконцев «Ёж»; «Белка», «Волк», «Лось»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Зяблик», «Воробей», «Снегирь» и др.
5. Развешивание кормушек для птиц, кормление их.
7. Дидактическая игра «Лото-животные», «Домино»; подвижная игра «У медведя во бору», «Гуси лебеди» и др.
Февраль «Народные праздники на Руси. Русский фольклор. Русские обычаи»
«Масленница»
Дать представления о народных праздника; продолжать знакомить детей с различными жанрами фольклора, русскими обычаями – взаимопомощь и гостеприимство.
Воспитывать такое качество, как гостеприимство.
Знакомить детей с правилами поведения в гостях.
Дать представление детей о народном празднике –масленице 1. Рассматривание иллюстраций о народных праздниках, картин Б. Кустодиев «Масленица»
2. Прослушивание записи песни «Проводы зимы».
3. Беседа на тему «Народные праздники», «Как вести себя в гостях».
4. Знакомство с фольклором: чтение стихов, пословиц, поговорок, закличек, считалок, песенок.
5. Хороводные игры.
6. Праздник «Масленица»
Март Весна, весна на улице, весенние деньки» Расширять знания детей о временах года; учить узнавать и называть времена года; выделять признаки весны. 1. Наблюдение в природе, беседа о приметах весны.
2. Рассматривание иллюстраций серии «Весна», картин К. Юон «Весенний солнечный денек», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».
3. Прослушивание записи музыки «Весеннее утро».
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях весны; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» и др.
6. Конкурс для родителей «Птицы – наши друзья» (изготовление скворечников).
Апрель «Царство растений – травы»
«Шестиногие малыши» (насекомые) Познакомить детей с первыми весенними цветами нашего региона.
Расширять знания о растениях.
Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Уточнять детей о признаках насекомых, повадках, о пользе насекомых; формировать понятие насекомые.
1. Рассматривание иллюстраций и гербария на тему «Травы», беседа по данной теме.
2. Наблюдение в природе
3. насекомых на участке.
Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», беседа.
4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о насекомых; «Муравьи», «Жуки», «Паук», «Пчела», «Оса», «Кузнечик», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Май «Царство растений – комнатные цветы» (бальзамин, герань, кактус)
«Царство растений – садовые цветы»
Познакомить детей с комнатными растениями: названиями, внешним видом, строением; познакомить с уходом за комнатными цветами.
Познакомить детей с садовыми цветами, закреплять название цветов, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; уточнить почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. 1. Рассматривание комнатных цветов, беседа о цветах, правилах ухода за ними: полива, рыхления.
2. Чтение стихотворений: «Бальзамин», «Кактус».
3. Дидактическая игра «Опиши цветок», «Какого комнатного цветка не хватает?».
1. Наблюдение в природе : подготовка земли к посадке, посев семян цветов, луковиц, рассады.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, беседа.
3. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о цветах; Н. Усова «Фиалка», «Ландыш»; Н. Бычков «Букет»; стихотворения: «Астра», «Маки», «Ромашка», «Тюльпаны» и др.
5. Дидактическая игра: «Лото»,
79. Отчет о работе по самообразованию на заседании педагогического совета ДОУ по данной теме.