Юлия Желяева
«От кареты до ракеты». Конспект фронтального занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Актуализация и активизация словарного запаса по лексической теме "Транспорт" у детей с ОНР средствами ИКТ.
Задачи:
• Коррекционно — образовательные:
1. Закрепить навыки правильного звукопроизношения.
2. Закрепить знания детей о транспорте.
3. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
4. Закрепить правильное начертание усвоенной ранее на занятии буквы.
5. Закрепить умение составлять развёрнутое предложение.
•Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.
Публикация «„От кареты до ракеты“, Конспект фронтального занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Ракеты и космические корабли
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление
3. Развивать грамматический строй речи;
4. Совершенствовать ритмико-мелодико-интонационных основ речи.
5. Развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.
6. Развитие сильной целенаправленной воздушной струи, развитие межполушарного взаимодействия, и мелкой моторики рук,
7. Развитие соматогностических функций (восприятие тела, снятие напряжения)
•Воспитательные:
1. Формирование положительной установки на участие в занятии;
2 Формирование доброжелательных отношений между педагогом и детьми;
3. Приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.
Методы:
- наглядные (предметные картинки, опорная схема, презентация);
- словесные (беседа, вопросы,);
- практические (массаж языка «Поезд», подвижная игра, логоритмическое упражнение «Автобус», выкладывание контура буквы из раздаточного материала).
Предварительная работа:
- ознакомление детей с музыкальными произведениями о транспорте на занятиях музыкально-художественной направленности.
-взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» (знакомство детей с художественными произведениями о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);
Оборудование:
Стулья по количеству детей, доска, проектор, опорные схемы, магнитофон, мяч, демонстрационные пособия по теме «Транспорт», мозаика, камешки, фишки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети входят в зал, становятся в центре перед логопедом.
Логопед: - Здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Л: - Я очень рада вас видеть! Давайте начнём наше занятие с пожелания. (дети и логопед берутся за руки, образуя круг, проговаривают слова стихотворения)
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!
Говори красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно!
(после организационного момента дети садятся на стульчики)
Л: Ребята, а вы знаете, кто такие путешественники?
Ответы детей.
Л: — Давайте вспомним, на чём можно путешествовать, посмотрев слайды.
2. Уточнение словаря по теме «Транспорт». (Дети смотрят презентацию по мотивам стихотворения С. Маршака «От кареты до ракеты»)
Л: Наши глаза должны отдохнуть, давайте выполним зарядку.
3. Гимнастика для глаз.
Сейчас мы в жмурки поиграем.
Глазки сильно мы сжимаем,
Держим, держим напрягаем
И тихонько расслабляем.
Упражнение проводится 1 раз. Логопед следит за осанкой, правильным выполнением упражнения.
4. Дидактическая игра «От кареты до ракеты».(Активизация словарного запаса, составление развёрнутого предложения по зрительной опоре (слайд на экране, автоматизация звука [р]). Логопед задаёт вопросы по сюжету стихотворения.
- На чём путешествовали раньше, а на чём путешествуют в наши дни?
(ответы детей)
Раньше путешествовали на карете, а теперь на автомобиле.
Раньше путешествовали на воздушном шаре, а теперь на вертолёте.
Раньше путешествовали на корабле, а теперь на катере.
Л: -Как назвать карету, машину, поезд одним словом?
Дети: -Это всё транспорт
2. Л: Верно, сегодня на занятии мы будем беседовать о транспорте, и при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р] но сначала подготовим наш язычок. (дети выполняют самомассаж языка (сидя на стульчиках и упражнения речедвигательной ритмики и РМИО стоя)
Самомассаж языка «Поезд»
Едем мы по рельсам
(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз,
Едем мы по шпалам,
(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику,
Едет поезд скорый,
Мчится запоздало.
(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).
3. Упражнения речедвигательной ритмики со слогами РА, РЭ, РУ, РО, РЫ.
Л: - Ребята, заведём наши моторчики. (Дети стоя, на сильном выдохе проговаривают слоги, выполняя определённые движения рук и корпуса).
4. Упражнения РМИО (совершенствование ритмико-мелодико-интонационных основ речи, автоматизация звука [р]).
Л: -А теперь, давайте запомним названия новых видов транспорта. Хлопайте и пойте под музыку.
(Прохлопывание слоговой структуры и пропевание слов катер, метро, парусник, ракета, пароход со зрительной опорой на слайды)
Л: - Молодцы, ребята, пришла пора нам немного поиграть!
3. Дидактическая игра «Угадайка». Дети располагаются на ковре произвольно
Л: - Ребята, приготовьте свои ушки и догадайтесь, какой вид транспорта так звучит? Проводится игра. (дети слушают запись, угадывая транспорт по издаваемым им звукам на слух, отвечают, стараясь составить полное предложение без зрительной опоры, правильно произнося звук [р]).
4. Игра с мячом «Думай, думай, вспоминай» (актуализация словарного запаса, совершенствование навыка составления развёрнутого высказывания, автоматизация звука [р])
Л: Давайте ещё с вами поиграем и вспомним, какие бывают виды транспорта.
(Дети становятся в круг, логопед загадывает ребёнку вид транспорта и бросает мяч, дети отвечают, стараясь составить развёрнутое предложение:
паровоз это наземный транспорт, катер это водный транспорт, вертолёт это воздушный транспорт. После проведения игры дети садятся на стульчики).
5. Дидактическая игра «Сосчитайка». (совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звука [р])
Л: — Ребята, существует так много видов транспорта, давайте попробуем сосчитать.
Ребёнку нужно выбрать вид транспорта и составить фразу, правильно согласовывая слова, опираясь на демонстрационные модели транспорта и опорную схему).
Например, один паровоз, нет паровоза, два паровоза, пять паровозов, маленький паровозик. Отвечает 3-4 ребёнка.
6. Л: - Молодцы, ребята, вы отлично отвечали, пришла пора покататься на весёлом автобусе.
Физкультминутка с использованием логоритмического упражнения «Автобус» Е. Железновой. Дети становятся в круг, двигаются под музыку. После выполнения задания садятся на свои места.
7. Дидактическая игра «Что куда приедет?» (актуализация словаря, совершенствование навыков составления развёрнутого высказывания со зрительной опорой, автоматизация звука [р])
Л: — Ребята, куда же привезёт нас автобус? Посмотрите на картинки и подберите, какой транспорт куда поедет. (На экране демонстрируются изображения, дети составляют предложения с наглядной опорой.
автобус аэропорт
пароход гараж
вертолёт порт
8. Характеристика звука [р].
Л: - Вы так хорошо научились рычать! Давайте вспомним всё о звуке [р], дадим характеристику, а помогут нам картинки (демонстрируются на доске).
(ответы детей)
9. Пальчиковая гимнастика.
Л: - А теперь поиграем с нашими пальчиками.
(Дети поочередно перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец, проговаривая чистоговорку)
«Грузовик, пароход, вертолёт и трамвай, о транспорте этом не забывай».
Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
10. Выкладывание буквы Р из мозаики, камешков, фишек. (совершенствование навыка оптико-пространственного восприятия, профилактика дисграфии).
Л: Как же выглядит буква Р? Вспомните, и выложите из различных материалов.
(дети подходят к столам и стоя выкладывают контур буквы р. После выполнения задания, садятся на места).
11. Рефлексия
Л: — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Поделитесь впечатлениями, что вы увидели, о чем узнали, что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)