Ирина Сеськина
Дополнительная программа по конструированию «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность программы.
Программа направлена на формирование у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Новизна программызаключается в использовании разных видов конструкторов :игровой набор «Дары Фрёбеля» -Конструкторы - Робототехника. Игровой набор «Дары Фрёбеля» способствует эмоциональному единением взрослого с ребенком, предусматривает организацию проектной деятельности.
Публикация «Дополнительная программа по конструированию „От Фребеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Деятельность с конструкторами способствуетразвитию творческой активности, стимулирует порождение замысла и его воплощение. Также она создаёт условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).
Деятельность с роботами способствует приобретению политехнических представлений и умений, овладеванию предпосылок технических и технологических компетенций.
Актуальность программы заключается в следующем:
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образованияактуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности уча-щихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.
Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в программе являются принципы, сформулированные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым.
Первый принцип -общность приоритетов творческого развития. При решении специфических задач развития творческого потенциала ребенка основное внимание уделяется развитию реализма воображения, умения видеть целое прежде частей, формированию над ситуативно-преобразовательного характера творческих решений (творческой инициативности, мысленно-практическому экспериментированию.
Второй принцип образовательной деятельности-ориентация науниверсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.
Третий принцип -проблематизация детского опыта. Источником психического развития ребенка является не само по себе присвоениесоциокультурного, общечеловеческого опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др., а его специфическое преобразование.
Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком своего творческого замысла. Так, один и тот же эстетический или познавательный образ может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, конструирования, различных игр и др.
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основными задачи программы являются :
Обучающие:
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- формировать умение действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
- формировать основы технической грамотности воспитанников;
- формировать первичные представления о свойствах и объектах окру-жающего мира;
Развивающие:
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера; развивать
- развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать умозаключения. развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность;
- активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- реализовать самостоятельную творческую деятельность;
- формировать благоприятный психологический климат группы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 6 лет.
Состав группы постоянный, мальчики и девочки -12 человек.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:Занятия проходят один раз в неделю, общее количество часов в учебный год (октябрь– май) – 32
Продолжительность занятий детей 5-6 лет - 25 мин (10 мин. теория, 15 мин. практика).
Занятия проходят во второй половине дня.
Ожидаемый результат
В результате освоения парциальной программой «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» воспитанники создают технические объекты и макеты по представлению, памяти и т. д.
Фиксируют результаты своейдеятельности по созданиюмоделей. «Читают» простейшие схемытехнических объектов,макетов, моделей. Подбирают материалы,оборудование. Работают в команде индивидуально. Составляют и выполняеталгоритм действий.
Планируют этапы своейдеятельности. Имеют представления отехниче-ском разнообразииокружающего мира. Анализируют постройку,выделяет крупные и мелкиечасти, их пропорциональныесоотношения. Разрабатывают простейшиекарты-схемы, графики,алгоритмы действий, заноситих в инженерную книгу.
Форма подведения итогов Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программ позволяют проанализировать успех дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе игровой деятельности и в условиях выполнения обычных и специально подобранных задании.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной про-граммы проводится в форе итоговых занятий.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Тема Количество занятий Общее коли-чество часов Количество часов тория Количество часов практика
1. «Транспорт» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
2. «Перелетные птицы» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
3. «Дом в котором мы жи-вем» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
4. «Все профессии важны, все профессии нужны» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
5. «Наши помощники» (бы-товые приборы) 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
6. «Бытовые приборы» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
7. «Мой город» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
8. «Транспорт» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
9. «Бытовые приборы» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
10. «Электроприборы» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
11. «Наша пища» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
12. «Новогодний калейдо-скоп» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
13. «Наш город» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
14. «Все профессии важны, все профессии нужны» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
15. «Моя дружнаясемья» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
16. «Почта» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
17. «Ателье» «Головные убо-ры» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
18. «Бытовые приборы» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
19. «Космическое путешест-вие» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
20 «День Защитника Отече-ства» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
21. «Международный жен-ский день» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
22. «Обувь, Одежда, Аксес-суары» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
23. «Откуда хлеб пришел» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
24. «Продукты питания» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
25. «Весна шагает по плане-те» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
26. «Едем, плывем, летим.» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
27. «Космическое путешест-вие» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
28. «Лес полон сказок и чу-дес» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
29. «Космическое путешест-вие» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
30. «Скоро в школу» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
31. «Скоро в школу» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
32. «Скоро в школу» 1 25мин. 10 мин. 15 мин.
ИТОГО:
32
800мин.
320мин.
480мин.
овательной деятельности логически выписывается в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования.
№п/п Тематический модуль/ блок Тема
Машиностроение и машиноведение
1. Машиноведение, системы приводов и детали машин «Коробка передач»
2. Роботы, мехатроника и робототехнические системы «Роботы – помощники»
3. Организация производства (по отраслям) Макет «Хлебозавод»
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение
1. Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения «Сумка-холодильник»
Транспортное, горное и строительное машиностроение
1. Колесные и гусеничные машины «Танк»
2. Горные машины «Горная машина»
3. Дорожные, строительные и подъемно- транспорт-ные машины «Подъемный кран»
Авиационная и ракетно-космическая техника
1. Аэродинамика и процессы теплообмена летатель-ных аппаратов «Бумажный самолет»
2. Проектирование, конструкция и производство лета-тельных аппаратов «Дельтаплан»
3. Наземные комплексы, стартовое оборудование, экс-плуатация летательных аппаратов «Катапульта»
Электротехника
1. Светотехника «Новогодняя гирлянда»
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
1. Приборы и методы измерения (по видам измерений) «Приборы измерения: сантимет-ровая лента, термометр, весы»
2. Приборы навигации «Маршрутный лист, как предше-ственник навигатора»
3. Оптические и оптико-электронные приборы и ком-плексы «Бинокль»
4. Приборы и методы преобразования изображений и звука «Фотоаппарат»
Радиотехника и связь
1. Антенны, СВЧ-устройства и их технологии «Микроволновая печь»
2. Системы, сети и устройства телекоммуникаций «Телефон»
3. Системы и устройства телевидения «Телевизор»
Информатика, вычислительная техника и управление
1. Вычислительные машины, комплексы и компью-терные сети «Калькулятор»
Технология продовольственных продуктов
1. Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства «Мельница: ветряная, водная»
2. Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и хо-лодильных производств «Производство морожено-го»
3. Технология сахара и сахаристых продуктов, чая. «Производство чая»
4. Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов «Молекулы духов»
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности
1. Технология швейных изделий «Конструирование головных уборов»
2. Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, плат-ки)
Строительство и архитектура
1. Строительные конструкции, здания и сооружения «Дом, в котором мы живем: изба, кирпичный, панельный дом, многоэтажный дом»
Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревоперера-ботки и химической переработки биомассы дерева
1. Технология и машины лесозаготовок и лесного хо-зяйства «Спецтехника лесного хозяйства: лесовоз»
Предложенные темы встроены в тематический план детского сада. При этом темы отобраны с учётом уровня развития детей, их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей владения речью, широты кругозора. Педагог ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Месяц Неделя Тема Цели и задачи Методы
Октябрь 1 «Коробка пере-дач» Сформировать у детей представление о различных машинах, представление о ко-робке передач в автомобиле, упражнять в умении понимать элементарную схему по-стройки, вычленять и называть детали. Обогащать представление детей о такой отрасли производства, как машинострое-ние. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Бумажный само-лет» Учить детей конструктивно – модельным действиям при изготовлении самолетов из бумаги различными способами. Закреплять знания детей о различных видах самолетов и их назначений; о частях самолёта. Формировать навыки работы по схеме. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Дом, в котором мы живем».
Формировать обобщенные представления детей о зданиях с помощью технологий ЛЕГО-конструирования, стимулировать познавательный интерес к кубикам LEGO® и подручным материалам, позна-комить с Дарами Фрёбеля Модуль № 6,8, 9,7, научиться использовать в своих по-стройках. Развивать наблюдательность, инициативу, художественный вкус в осу-ществлении строительного замысла. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
4 Макет «Хлебоза-вод»
Формировать представление о том, как появляется хлеб на столе, какие хлебобулочные и кондитерские изделия бывают, где и как их готовят. Сформировать у детей представление о производстве хлеба и о профессиях данной отрасли: пекарь, кондитер. Упражнять в умении понимать эле-ментарную схему постройки, вычленять и называть её детали. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Ноябрь 1 «Сумка-холодильник» Познакомить детей с понятием «сумка-холодильник», значением холодильной техники в жизни человека. Развивать алго-ритмическое мышление
Развивать речевую активность детей, обо-гащать и активизировать словарь: сумка- холодильник, аккумулятор холода, про-цессы холодильной техники 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Фотоаппарат» Изучить устройство (составные части) цифрового фотоаппарата Nikon d3100. Дать представление о составных частях данной модели фотоаппарата. развивать у обучающихся бережное отношение к фо-тоаппарату. воспитывать умение решать творческие задачи при работе в группах. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Подъемный кран»
Формирование способности детей к кон-струированию по предложенному образцу (инструкции) с помощью деталей конст-руктора LEGO. Актуализировать знания детей о строительстве домов. Создать ус-ловия для получения детьми знаний о строительных машинах. Развитие умения конструировать модель по заданной инст-рукции (готовому образцу) 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Декабрь 1 «Горная машина»
Формирование способности детей к конст-руированию по предложенному образцу (инструкции) с помощью деталей конст-руктора LEGO. Актуализировать знания детей о горных машинах и их функциях. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Роботы-помощники».
ы Расширять представления детей о разных роботах, их значении в жизни человека; - формировать умение работать с конструк-тором «Lego», создавать модели роботов, используя инструкцию, действуя по образ-цу и самостоятельно;
1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Стиральная ма-шина»
Формировать у детей представление о сти-ральной машине, ее предназначении; раз-вивать перспективный взгляд на предметы.
Развивать любознательность, познаватель-ный интерес к предметам рукотворного мира; 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
4 «Производство чая»
Формировать представления детей о том, как выращивают и изготавливают чай, о технологии переработки чая, основных технологических процессах: завяливании, скручивании, ферментации и сушке. Вос-питывать интерес к деятельности людей, работающих на фабрике по производству чая.
1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
5 «Новогодняя гир-лянда»
Развивать кругозор, закрепить знания вос-питанников о новогодних традици-ях. Закрепление технических навыков и приемов ручного труда. Изготовление гирлянды из бумаги
1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Январь 1 «Маршрутный лист как предше-ственник навига-тора»
Развивать любознательность, совершенст-вовать умение взаимодействовать в кол-лективе, желание помогать друг другу. Развивать речевую активность детей; обо-гащать словарь: путешествие, навигатор, карта, компас, маршрутный лист. Разви-вать графо-моторную координацию, уп-ражнять в схематичном изображении предметов. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Проектирование железнодорожных путей» Формировать у детей представление о же-лезнодорожном вокзале, познакомить с профессиями людей, работающих на же-лезнодорожном вокзале. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора LEGO; закреплять навыки скрепления деталей 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Телевизор»
Учить детей изготовлению поделок из бросового материала на основе определён-ной схемы
действий. Развивать мелкую и крупную моторику рук; Активизировать и обога-щать словарный запас; 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Февраль 1 «Телефон»
Активировать речевую деятельность де-тей; совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы распро-страненными предложениями и сложно-подчиненными предложениями; активизи-ровать и обогащать словарь детей по теме. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Конструирование
головных уборов» Знакомить детей с представителями про-фессий текстильной и легкой промышлен-ности,
воспитывать самостоятельность, аккурат-ность, инициировать самостоятельный по-иск способов
украшения изделия. Развивать у детей ре-чевую активность, обогащать предметный словарь названиями головных уборов.
Совершенствовать у детей мелкую мото-рику пальцев рук. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Микроволновая печь»
Формировать и обогащать представления детей о предметах облегчающих труд че-ловека в быту, создающий комфорт.
Упражнять детей в умении сгибать и над-резать бумагу по намеченным линиям; на-клеивать необходимые детали. Развивать логическое мышление, воображение, лю-бознательность. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
4 «Танк»
Учить детей конструировать по образцу. Совершенствовать знания детей о военной технике. Развивать творческий потенциал и логическое мышление детей, мелкую моторику. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятельность
Март 1 «Молекулы
духов»
Формировать первичные представления о парфюмерно-косметической продукции – духах – ихназначении и применении, представление о молекулах летучих веществ.
Развивать умения быстро подбирать слова-ассоциации, относящиеся к слову «духи». Обогатитьпредметный словарь существи-тельными «химик», «молекула».
Развивать у детей активный интерес к конструированию. Формировать навыки плоскостногомоделирования из разных видов материала. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Конструирование аксессуаров (украшений, су-мок, ремней, платков)»
Расширять представления детей об изго-товлении галантерейных изделий, продол-жать знакомить
с предметами, дополняющими костюм ак-сессуарами, познакомить с различными материалами для
их изготовления.
Вызвать у детей интерес к изготовлению и оформлению бус, колье, сережек, брошей, сумок,
ремней, побуждать самостоятельный по-иск способов украшения изделий.
Развивать речевую активность детей, обо-гащать предметный словарь.
Воспитывать самостоятельность, настой-чивость в достижении результатов. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Мельница: вет-ряная,водяная» Развивать научно-технический и творче-ский потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования. Формирование умений и навыков конструирования, приобретение пер-воначального опыта при решении конст-рукторских задач. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
4 «Производство мороженого»
Совершенствование навыков конструиро-вания из бумаги.
Совершенствование мелкой моторики рук, глазомера.
Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, творче-ского воображения 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
5 «Флюгер»
Формировать представления детей об ис-пользовании ветра человеком, о работе флюгера как прибора для измерения на-правления и силы ветра. Способствовать развитию техники силуэтной аппликации художественных образов или вырезания по нарисованному контуру; 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Апрель 1 «Дельтаплан»
Расширять представления детей о воздуш-ном транспорте (самолетах, вертолетах, дельтаплане, особенностях летательных аппаратов, видах самолетов, о работе авиаконструкторов. Познакомить с новым понятием «авиация», «авиаконструкторы» 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Бинокль»
Развивать конструктивные умения и навы-ки. Воспитывать аккуратность, усидчи-вость. Познакомить со строением бинокля. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Спецтехника лесного хозяйства: лесовоз» Продолжать совершенствовать конструк-тивные навыки и умения : соединение час-тей при помощи пластилина. Продолжать знакомить с разновидностями природного материала. Продолжать развивать диалоги-ческую речь и умение активно участвовать в беседе, учить отвечать на вопросы пол-ными предложениями. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
4 «Катапульта» Изготовление модели «Катапульта» по-средством конструктора. Расширить пред-ставление о катапульте;
- формировать умение работать по схеме; испытать изделие «Катапульта». Расши-рять словарный запас. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
Май 1 «Приборы изме-рения: сантимет-ровая лента, тер-мометр, весы» Формировать позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству;
Расширять представления детей о техноло-гии изготовления приборов измерения (ростомер, термометр, весы). 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
2 «Калькулятор»
Расширять элементарные представления детей о калькуляторе, как о вычислитель-ной машине. Активизировать представле-ния детей о функциональном назначении калькулятора и его составных час-тей. Формировать умение детей конструи-ровать калькулятор, самостоятельно под-бирая необходимый строительный матери-ал. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
3 «Калькулятор» комплексы и ком-пьютерные сети Расширять элементарные представления детей о калькуляторе, как о вычислитель-ной машине. Активизировать представле-ния детей о функциональном назначении калькулятора и его составных час-тей. Формировать умение детей конструи-ровать калькулятор, самостоятельно под-бирая необходимый строительный матери-ал. 1. Объяснение
2. Показ демонстрационного материала
3. Показ образца.
4. Практическая деятель-ность.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля» с комплектом методических пособий;
- Конструктор из серии Lego;
- Конструкторы из дерева;
- Мягкий конструктор;
- Пластмассовый конструктор;
- Дополнительный басовый материал;
- Набор Полидрон Гигант «Строительство дома»;
- Кроха «Классик» 336 (эл.);
- Машинки-игрушки Общественный и муниципальный транспорт.