татьяна киселева
Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству «От Фребеля до робота»
▼ Скачать + Заказать документы
«От Фребеля до робота» - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.
К. А Устьянцева
Воспитатель, МБДОУ «ДС № 404 г. Челябинска»
г. Челябинск
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.
Публикация «Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству „От Фребеля до робота“» размещена в разделах
В связи с введением ФГОС ДО особое внимание уделяется созданию условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, эффективных педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому мы, педагоги, должны четко знать: как гарантировать достижение результатов воспитания, обучения; как повысить эффективность образовательного процесса.
Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть, эффективными, поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят об использовании в педагогическом процессе эффективных образовательных технологий.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.
Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
При изучении различных определений технического творчества наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее: техническое творчество - это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной.
Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей.
По мнению Елены Викторовны Карповой, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой дошкольного образования СИПКРО и один из авторов «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», наиболее успешным инженером становится тот, чья первая встреча с миром конструирования и программирования состоялась в школе, а еще лучше – в садике. Почему? Да потому что именно в дошкольном возрасте закладываются личностные качества, которые помогут ребенку быть успешным в профессиональной деятельности. Хорошая память, аналитические способности, умение взаимодействовать и работать в команде, лидерские черты характера, аккуратность (вплоть до педантичности, ответственность, инициативность, усидчивость, творчество. Это как раз и есть те качества, о которых говорится во ФГОС как о целевых ориентирах дошкольного образования.
– Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» – уникальный методический продукт по развитию технического творчества в дошкольном образовании, – поясняет Елена Викторовна. – Даже если ребенок не станет инженером (мы прекрасно понимаем, что не все прошедшие обучение выберут техническую профессию, да и не это главное). Основная наша цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях. Все это не только с учетом возрастных особенностей детей, но и опираясь на отечественные методики развития.
Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, так как:
- позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
- позволяет педагогу объединять игру детей с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- помогает формировать познавательные действия, закрепляет становление сознания;
- развивает воображение и творческую активность ребенка;
- формирует умение работать в коллективе сверстников.
Работа по конструированию и исследование созданной модели, а также тесное общение в процессе игры способствуют всестороннему развитию личности воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей дает возможность дошкольникам овладеть новыми навыками, знаниями, умениями и расширить круг их интересов.
В МБДОУ «Детский сад № 404 г. Челябинска» взяла свое начало реализация программы «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров». Программа реализует уникальную модель технического образования детей. От игрового набора «Дары Фрёбеля» через различные конструкторы (Полидрон «Гигант», «Robokids», «Каркасы», «Малыш», «Проектирование», магнитный конструктор) и робототехнику закладываются предпосылки занятия техническим творчеством в школьном возрасте. Ребенок получает представление о том, что профессия «инженер» не ограничивается промышленным производством. Это еще инженер-горняк, материаловед-биотехнолог, инженер-акустик, инженер-композитчик, инженер по 3D печати, и т. д.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Список использованной литературы:
«Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
Парциальная программа «От Фребеля до робота растим будущих инженеров»
Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва. : МГИУ, 1998г.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С. -П., «НАУКА», 2011.
Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М. : Мозаика- Синтез, 2006-2010.