Наталья Викторова
Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов рисования графическими материалами
▼ Скачать + Заказать документы
«Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов рисования графическими материалами»
Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением к графической деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к искусству графики может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными графическими материалами и техниками рассматривается нами как особая сфера творчества дошкольников.
Публикация «Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов рисования графическими материалами» размещена в разделах
Актуальность:
Эта проблема актуальна, так как именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Это необходимо для дальнейшего совершенствования операциональных навыков ребенка и создания условий для свободного перенесения их из одного процесса в другой.
Обучение детей в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики.
Графическая деятельность по своей специфичности и лаконичности художественных материалов получает развитие в различных видах изобразительного искусства.
В начале своей работы мной был проведен мониторинг для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений, руководствуясь критериями, разработанными Т. С. Комаровой.
Для определения уровня развития изобразительных умений и навыков детей я использовала следующие методы: вопросы, беседы, наблюдения за самостоятельной художественной деятельностью детей, графические упражнения, анализ продуктов деятельности детей.
В процессе проведенной работы было выявлено, что детям очень нравится рисовать, но судя по продуктам деятельности детей, можно сказать, что обучению детей технике рисования уделяется мало внимания. Детям трудно дается регулировать силу нажима на карандаш. Движения их скованы. Линии слабые, грубые, прерывистые. Форму дети передают с небольшими искажениями. Большинство детей не умеют владеть правильно техникой работы с графическими материалами.
На начало работы
Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой
Цель: Освоить с детьми технику рисования графическими материалами.
Задачи:
1. Обогащать эмоционально - интеллектуальный опыт детей, который будет служить основой, для развития замысла детей.
2. Побуждать детей к созданию относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
3. Развивать художественный опыт детей средствами графических материалов : сангина, художественный уголь, цветные карандаши, восковые карандаши, пастель, тушь, акварель и способами работы с ними.
4. Развивать самостоятельность, активность, инициативу детей, в выборе графических материалов и способов рисования ими, при создании выразительного образа в рисунках.
Технику работы, какими инструментами и материалами хотим сформировать мы? Система обучения в детском саду предусматривает обучение детей рисованию карандашом и кистью. Однако в практике часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. Этого допускать нельзя. Детям доступна техника работы и карандашом и кистью; овладение тем и другим инструментом позволит им решать различные изобразительные задачи.
Карандаш дает возможность четко передавать в рисунке форму изображаемого предмета. Совместная отработка техники рисования карандашами и красками способствует тому, что дети начинают и при рисовании краской более четко передавать форму предметов, рисуя быстро и уверенно. Овладение карандашной техникой рисования я считаю необходимым и потому, что контурный линейный рисунок—основа изображения.
Для того, что бы обогатить детские рисунки, сделать их более интересными и выразительными, кроме известных детям карандаша и кисти, я познакомила дошкольников с новыми для них графическими материалами и способами работы с ними.
При формировании технических навыков рисования я использовала следующие способы : обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца, проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств, слово педагога, повторение детьми словесной ин-струкции, запоминание правил и регуляция с помощью движений руки.
В работе с детьми я использовала следующие формы и методы:
Блоки знакомства детей с графическими материалами.
I. Знакомство с пастелью
II. Знакомство с сангиной
III. Знакомство с художественным углем
IV. Знакомство с тушью и пером
Наблюдая за самостоятельной художественной деятельностью детей и проанализировав детские работы, я поняла, что у детей мало навыков в работе с цветными и восковыми карандашами. Акварелью дети практически не рисуют. Замысел у детей неустойчив, преобладает статика движений в рисовании животных.
Для формирования навыка работы с простым и цветными карандашами использовались различные графические упражнения : «Заштрихуй», «Тональная штриховка» «По точкам», «Непрерывная линия».
Для того, чтобы дети могли замысливать образ мы читали стихи, рассказы, сказки, загадывали загадки, рассматривали с ними картины художников – анималистов, иллюстрации к художественным произведениям и альбомы с природоведческим содержанием.
Для начала решила познакомить детей с графическими материалами : пастель, сангина, уголь. Мы рассматривали картины, которые написаны этими материалами. Дети с интересом их рассматривали, и у них появилось желание попробовать порисовать с пастелью, сангиной, углем.
1. Знакомство детей с пастелью.
Я познакомила детей с помощью графического упражнения «Обведи и растушуй», со способами работы с пастелью, объясняя особенности этого материала. Используя пастель, мы с детьми рисовали «Красные маки».
После знакомства детей с пастелью, этот материал был внесен в изобразительный уголок, и дети с удовольствием его использовали в своей самостоятельной художественной деятельности.
2. Знакомство детей с сангиной.
С помощью графического упражнения «Закрась силуэт» я познакомила детей со способами работы с сангиной. Используя сангину, мы с детьми нарисовали «Мышку».
После знакомства с этим материалом, он был внесен в изобразительный уголок, где дети использовали его в самостоятельной деятельности.
3. Знакомство с художественным углем.
С помощью графического упражнения : «Спирали», «Обведи и растушуй», я познакомила детей с техникой рисования углем. Используя художественный уголь, мы с детьми нарисовали «Пуделя».
На протяжении всей работы, для развития у детей воображения и фантазии проводились разнообразные дидактические игры, например: «На что это похоже», конструктор «Животные», «Узнай по силуэту».
Для закрепления навыков работы со знакомыми графическими материалами предложила детям нарисовать «Петушка», используя акварель, кисточки, восковые мелки. Во время этой деятельности дети познакомились, как можно комбинировать материалы. Каждый ребенок проявил фантазию, находчивость. Поэтому работы детей получились интересными и яркими.
4. Знакомство детей с тушью, и как работать пером.
Мы с детьми рассматривали графические изображения, сделанные с помощью цветной туши. Ребятам эти работы показались необычными и интересными.
С помощью графических упражнений : «Волнистая линия», «Короткие и длинные штрихи», «Сеточка», «Спирали», дети познакомились с техникой рисования пером, используя тушь. Рисовать пером детям далось сложнее всего, это видно из графических упражнений.
В начале мы с детьми наблюдали за пейзажем земли. Рассматривали альбом «Насекомые», читали сказку «Муха цокотуха», лепили «Божью коровку».
Детям было предложено нарисовать с помощью туши и пера «Мир под лупой».
Для закрепления навыков работы с графическими материалами, детям была предложена тема для рисования «Мое любимое домашнее животное». Детям были предложены разнообразные графические материалы, с которыми они были познакомлены.
Все материалы, с которыми я познакомила детей, находятся в свободном доступе. Ребята с удовольствием рисуют со всеми, уже известными им материалами. Комбинируют их в своей работе, продолжая совершенствовать навык в работе с ними.
В свободной деятельности дети охотно комбинировали восковые карандаши и акварель, редко пользовались сангиной и углем. Тушь в своих работах никто не использовал. Поэтому, исходя из этого, я решила продолжить знакомство детей с работой тушью и познакомить детей с ещё одним графическим материалом – соус.