Елена Негальша
Консультация «Освоение детьми второй младшей группы нетрадиционных способов работы с бумагой»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направляемая на эстетическое освоение мира посредством искусства. Маленький ребёнок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребёнка становятся его работы, умение творить. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Публикация «Консультация „Освоение детьми второй младшей группы нетрадиционных способов работы с бумагой“» размещена в разделах
Аппликация (накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из самых различных материалов и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликацию используют для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища.
Аппликация из бумаги появилась в 26 веке и получила своё развитие в последующие столетия и стала одним из любимых видов изобразительной деятельности у детей. Их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания, рвания, смянания и наклеивания.
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника особенно подходит для занятий с детьми младшего возраста. Так каких деятельность в этот период носит предметный характер. То есть, основана на активном взаимодействие с различными предметами. Аппликация же предполагает подбор предметов окружающего мира и создания сюжетных композиций. Эта практическая деятельность. Направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта. Соответствующего его функциональному назначению. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги. Глазомера и зрительного восприятия
- внимания и усидчивости
- изобразительных навыков и умений. Наблюдательности. Эстетического восприятия. Эмоциональной отзывчивости
- в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля
На занятиях с использованием нетрадиционных техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира. Уточняют свои представления о цвете. Форме и размере предметов и их частей. У них развиваются воображение. мышление. речь. дети с удовольствием выполняют эти задания. Ведь они им по силам. И результат своей работы они видят сразу.
Н. Басина. О. Суслова считают, что природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Поэтому наша цель- помочь ребенку обрести свободу и научить овладеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Цель проекта:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, желание отражать впечатления средствами художественно-конструктивной деятельности.
Задачи проекта:
1. Знакомство детей с бумагой как художественным материалом. Развитие художественно-творческих способностей детей.
2. Создание условий для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу.
3. Развивать мелкую моторику. Синхронизировать работу обеих рук.
4. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности. Проявление эмоционального отношения к процессу.
5. Приобщение родителей к совместному творчеству.
Проект реализовывался на базе МБДОУ «Теремок» г. Шлиссельбурга Ленинградской области во 2 младшей группе в течении 7 месяцев.
Работа велась по трем направлениям:
- работа с детьми
- обогащение предметно-развивающей среды
- работа с родителями
Основные этапы проекта:
- целепологание
- разработка проекта
- выполнение проекта
- подведение итогов
Проект рассчитан на один учебный год
Использовались следующие методы и приемы
- упражнения
- игры с бумагой
- совместная деятельность воспитателей и детей
- совместная деятельность воспитателя и родителей
- игры : дидактические сюжетно – ролевые
- занятия
- индивидуальная работа
- наблюдения
- обследования
Содержание проекта включает в себя три этапа
1 этап – подготовительный
Цель: выявить особенности развития художественно-конструктивных умений детей в работе с бумагой; включить детей в процесс активного экспериментирования с бумагой, выявление ее выразительных возможностей; обогащение предметно-развивающей среды.
В работе с малышами по методу проекта применяются такие формы организации, как:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования (начальный этап)
- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим)
На первом этапе свою работу я осуществляла по следующим направлениям:
- создание развивающей среды в группе, как для занятий, так и для самостоятельной деятельности детей
- работа с родителями :
1) провела первое родительское собрание по теме: «Адаптация детей в детском саду»
2) провела консультацию для родителей о необходимости развития интереса у детей к изодеятельности и пробуждения в них творческой деятельности
- диагностика в начале года на выявление недостатков.
2 этап – основной
Основная форма реализации содержания - совместная деятельность ребенка и взрослого, которая осуществляется через систему развивающих занятий, а также в формах - самостоятельной деятельности детей и совместной с родителями художественной деятельности.
Цель: расширять умения и навыки в работе с бумагой, развивать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию, развивать положительные эмоции и внутренние удовлетворение. развивать у детей творческие способности и интерес к аппликации,
3 ЭТАП – ТВОРЧЕСКИЙ
Цель – стимулировать творческое использование детьми полученных знаний в самостоятельной и совместной деятельности.
Задачи –
- подведение итогов по освоению детьми нетрадиционных методов работы с бумагой
- совместно с родителями использовать накопительный практический материал в группе и дома
- приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятель- ности
-самостоятельно выкладывать и наклеивать задуманный предмет из деталей разной формы, величины, цвета.
- аккуратно пользоваться клеем
- развивать чувство ритма, м/м, зрительно-двигательную координацию
- уметь формировать: трубочки, комочки, жгутики из бумаги
- вызвать у детей радость от созданного ими изображения
На третьем этапе я планирую продолжить работу по теме проекта
ФОРМЫ РАБОТЫ :
- день открытых дверей для родителей (выставка семейных работ)
- итоговая диагностика в конце года
- родительское собрание «наши успехи»
- консультации и анкетирование для родителей
- посещение музея народного декоративно-прикладного искусства
- изготовление коллективных работ (подарков)
Ожидаемые результаты художественно-эстетического воспитания в младшей группе к концу года.
В аппликации :
- уметь создавать изображения из готовых фигур
- аккуратно использовать материалы
- различать и называть геометрические фигуры и сравнивать их по величине
- называть и соотносить с предметами цвета
- ориентироваться на листе бумаги
- владеть чувством ритма и симметрии
- проявлять эмоциональную отзывчивость
- подбирать цвета
- радоваться созданным ими работам
Диагностика
Цель: выявить особенности развития художественно-конструктивных умений детей в работе с бумагой;
Методика диагностики:
• наблюдение (проводятся в организованных и не организованных формах работы с детьми)
• на занятиях
• в свободной деятельности
Критерии оценки:
- интерес к конструированию из бумаги;
-владение способами работы с бумагой (сминание, скручивание, разрывание, складывание и пр.)
-достижение результата;
- самостоятельность.