Елена Гусинская
Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.
Познание любого предмета начинается с того, что мы отличаем его от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. В процессе установления сходства и различий предметов по свойствам дети выделяют их признаки (цвет, форму, размер и др.).
Публикация «Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Непохожесть предметов может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. Чем больше ребенок находит различий меду предметами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированными становятся его восприятие.
Успешность познания детьми количества и количественных отношений групп предметов зависит о овладения приемами сравнения.
Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме и другим признакам. Так, чтобы узнать, поровну ли яблок и слив, дети на каждое яблоко накладывают по одной сливе. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая край полосок с одной стороны.
Приложение – более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов (при этом изначально предметы пространственно разделены).
Соединение линиями применяется при сравнении предметов по количеству. Например, чтобы правильно ответить на вопрос, поровну ли карандашей у Зайчика и Белочки, нужно попарно соединить линиями блоки персонажей.
Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда внешне перечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Например, для того чтобы узнать, одинаковы ли длины двух домиков для логических блоков, дети используют третий предмет-посредник. Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет измеритель к домикам и делает на ней карандашом отметки, соответствующие длинам сравниваемых протяжённостей. Затем он сравнивает длины и делает вывод о том, какой из домиков длиннее.