МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками и материалами

Галина Долгопятова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками и материалами
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками и материалами» размещена в разделах

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Творческий потенциал (основа одаренности дошкольников, по мнению А. М. Матюшкина, заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У детей творческий потенциал различен. Все в детстве рисуют, но это получается не у всех одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь имеет большое значение для гармоничного развития личности ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Многолетний опыт моей педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Таким образом, у меня возникла идея создать такую систему занятий которая бы стимулировала творческий потенциал детей,развивала их художественно – творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности эстетически воспринимать окружающий мир и выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что проблему развития художественно- творческих способностей детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками рисования на основе изучения и освоения различных техник рисования.

Этапы работы

• Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, разработка программы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

• На втором этапе - введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

• Третий этап - проведение диагностики и анализа результатов, подведение итогов.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• сформировать у детей технические навыки рисования.

• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

развивать воображение и творческие способности детей.

Решила свою работу строить на следующих принципах:

- от простого - к сложному;

- связь обучения с жизнью;

- принципы наглядности; индивидуализации; развивающего обучения; интегрированного подхода; принцип доступности материала.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, использовала новые развивающие технологии : личностно – ориентированные, коммуникативные, игровые, педагогические, здоровьесберегающие.

В процессе проведения занятий, как основной формы работы, заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Опыт показал, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества –разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Вся моя работа построена так, что позволяет в привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы.

Предлагаемые мной подходы к содержанию и методам работы с детьми основаны на уважении личности ребенка, внимательном отношении к его интересам и потребностям, заботе о его эмоциональном благополучии.

В рамках своей работы я запланировала познакомить детей с разными техниками нетрадиционного рисования.

Составила перспективный план работы кружка «Разноцветный мир». И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

Позднее учила рисовать детей ладошкой, ватными палочками, пробками, мятой бумагой, тычком жесткой полусухой кистью, отпечатками листьев.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы. Всё это помогает мне заинтересовать ребят.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; формируются навыки контроля и самоконтроля.

Результатами работы в данном направлении должны стать: активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане довожу до сведения родителей, провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности еще в детстве. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Литература

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.

2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.

3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.

4. Одинокова Г. Ю. Шлеп… Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.

5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

7. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

8. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

9. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

10. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

11. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

12. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих.

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании и изготовлении поделок» Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование и изготовление поделок» Художественное творчество.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста Однажды к специалисту по воспитанию детей обратилась молодая мама: -Скажите, когда надо начинать воспитывать ребенка? -А сколько вашему.

Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего,.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность, тем он лучше.

Развитие творческих способностей детей с ЗПР дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками и материалами
Опубликовано: 21 августа 2015 в 06:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками и материалами» (включая файлы) размещена пользователем Галина Долгопятова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД