Андреева Ольга
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор проекта Андреева Ольга Вячеславовна, воспитатель группы
раннего возраста «Радуга»
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенка для полноценного развития. Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так оно связано с самостоятельной,практической и творческой деятельности ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей. воображения,наблюдательности,художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения,что мешает им выражать в рисунках задуманное,поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми,далекими от реальности. У многих детей пропадает желание рисовать.
Поэтому,наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные. Нетрадиционные техники рисования –это способы создания нового,оригинального,это огромная возможность для детей думать,пробовать,искать, экспериментировать А самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий,но из за счет работы с разными изобразительными предметами. Кроме того,осуществляется стимуляция познавательного интереса (ребенок использует предметы. которые окружают малыша каждый день,их можно использовать по иному –вместо кисточки листочки,травинки,кубики).Происходит развитие наглядно-образного, словесно -логического мышления,активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. За счет использования различных изобразительных материалов,новых приемов,создаются условия для преодоления общей моторной неловкости,развитие мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии,интересно тем,что рисунки получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то,что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт –рисунок или поделка, а развитие личности :формирование уверенности в себе,в своих способностях.
Для того,чтобы занимались творческой практикой,необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребенка и дать соответствующие рекомендации. которые помогут развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: развитие художественно –творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,формировать интерес к изобразительной деятельности
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования,стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок проекта: сентябрь 2014-май 2015
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели
Предполагаемый результат:
• Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изоматериалами
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники,активное участие родителей в совместных творческих процессах
Этапы работы над проектом
1 этап- подготовительный (сентябрь)
Изучение и анализ научно –исследовательской,методической литературы, интернет- ресурсов по данной теме; разработка содержания проекта. Планирование предстоящей деятельности, подбор наглядно- демонстрационного материала
2 этап- основной (октябрь-апрель)
• Создание условий,способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы
• Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста,организация совместной деятельности педагога,детей и родителей
3 этап - завершающий (май)
Презентация проекта, развлечение для детей
Перспективное планирование
Октябрь
Мухоморчики (рисование ватными палочками)
• Предложить детям нарисовать мухомор,передавая ее характерные особенности
• Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки
• Формировать умение устанавливать связь между
• реальностью и ее изображением
Подсолнухи (рисование ватными палочками)
• Отрабатывать технику рисования округлых предметов
• Закрепление техники примакивания
• Закреплять умения изображать семечки ватной палочкой
• Развивать интерес к рисованию
Ноябрь
Покормим цыплят (рисование ватными палочками)
• Закрепить знания детей о домашних птицах их деток
• Закреплять умение изображать семечки ватными палочками
• Развивать интерес к рисованию
Осеннее дерево (рисование пальцем)
• Вызвать интерес к рисованию осенних листьев
• Расширить словарный запас
• Развивать интерес к рисованию
Декабрь
Мои рукавички (рисование печатками из картофеля,пробкой)
• Упражнять детей в технике печатания
• Способствовать украшению предмета несложной формы,нанося рисунок по всей поверхности
•
Волшебный фонарик (рисование пальцем)
• Отрабатывать умение украшать фонарик приемом примакивания
• Воспитывать терпение и аккуратность
Январь
Елочка пушистая (рисование ватными палочками)
• Закрепить умение украшать рисунок,используя рисование ватными палочками
• Поддерживать интерес к рисованию
Веселый снеговик (рисование штампами округлых форм)
• Продолжать закреплять умение детей наносить оттиски штампами
• Поддерживать интерес к рисованию
Февраль
Галстук для папы (рисование штампами)
• Закреплять умение украшать галстук простым узором
• Активизировать словарь
• Развивать мелкую моторику
Разноцветные шары (рисование пальцем)
• Закреплять умение рисовать пальцем округлые предметы
• Развивать воображение,мелкую моторику
Март
Мимоза для мамы (рисование ватными палочками)
• Закрепить умение рисовать ватными палочками
• Развивать чувство композиции
Чашка для бабушки (рисование пальцем)
• Закрепить умение украшать простые по форме предметы
• Развивать фантазию
• Воспитывать аккуратность
Апрель
Два веселых гуся (рисование ладошкой)
• Продолжать учить технике рисования ладошкой
• Развивать фантазию,творчество
Волшебный дождик (рисование пальцем)
• Закреплять умение техники рисования пальцем
• Развивать воображение
• Воспитывать аккуратность
Май
Мячик для сестренки (рисование ватными палочками)
• Продолжать знакомить детей рисованию ватными палочками
• Развивать изобразительные навыки и умения
Волшебные яблочки (рисование пальцем)
• Продолжать знакомить детей с рисованием пальцем
• Активизировать словарь по теме
• Развивать мелкую моторику пальцев рук
Методы проведения занятий
• Словесные (беседа, художественное слово, загадки,напоминание о последовательности работ, совет)
• Наглядные
• Практические
• Игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму
• Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,что влияет на полноту восприятия окружающего мира
• Формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования
• Способствуют более эффективному развитию воображения,восприятия и,как следствие познавательных способностей
Заключение
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для детей младших дошкольников» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изодеятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта,подталкивает творческую активность ребенка. Учит нестандартно мыслить. Важное условие развитие ребенка- оригинальное задание. Сама формулировка становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразней художественные материалы. Тем интересней с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности,но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время малыши владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками ладошками, оттиски пробкой,поролоном, печатками из овощей,пенопластом. Детям очень нравятся разнообразие техник. Детские работы стали более интересными. разнообразными.