Олеся Кошкарова
Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" (воспитатель О. В. Кошкарова)
МБДОУ «Детский сад №252» комбинированного вида г. Новокузнецк.
Моя тема самообразования «Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста»
Я выбрала эту тему потому, что очень люблю рисовать. И хочу научить детей рисовать нетрадиционными методами.
Публикация «Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
И в десять лет, и в семь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски …
Всё нарисуем! Были б краски.
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В. Берестов.
Как научить ребенка рисовать?
Сегодня можно с уверенностью сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают те дети, условия воспитания которых позволяет развить эти способности. Рисование – это радость, это возрастная потребность ребёнка, это самое первое доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют, ощущают. Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание. Они рисуют даже запахи. Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный творческий труд. Если ребёнок не испытывает желания рисовать, то с ним не всё в порядке. С ним нужно заниматься, развить и укрепить в нём качества творца, художника. И моя задача – разбудить, сохранить и развить в ребёнке умение радоваться, творить свой мир. Самым главным является то, что создавая изображение, ребенок приобретает различные знания ; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он овладевает изобразительными навыками и умениями. Аристотель отмечал: ‘’ занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка’’
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2- 3 года ребёнок может раскрепоститься в рисунке, главное –поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: “Я не умею рисовать!’’ Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребёнка перед оценками посторонних людей. Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не развивают воображение, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Новые нетрадиционные подходы раскрепощают ребёнка. Когда я первый раз спросила детей 3х-4х лет, что же делать, если хочется рисовать, а кисточки нет, только краски, в ответ прозвучали весьма разумные для детей этого возраста рекомендации. *Надо поискать. *Надо попросить у кого - нибудь. *А я видел, они в том шкафчике лежат. (Хорошо, что я предварительно убрала оттуда кисточки)
Милые дети! Тогда они ещё не знали, что рисовать можно и руками, и ногами и носом. Нетрадиционные способы изображении… Сколько их? Думаю, что считать их бесполезно. Нетрадиционные способы всё появляются и появляются.
Задача педагогов – на мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребёнку найти себя, необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями.
Я начинала работу с детьми с техники рисования пальчиком. Детям свойственно всё исследовать, потрогать пальчиками. Использовала такие темы: “ Украшение салфетки “, “ Дымковская лошадка “, “ Листопад”, “Ветка рябины” и другие.
Затем предложила рисовать ладошкой : “Лебедь плывёт по морю”, “Дерево”, “Цветы “ и т. д. Дети в полном восторге. Работает воображение. В летний период рисовали ножками : “ Ствол дерева”, “Облака”, “Птицы”. Детям очень нравится рисовать на мокром листе :”И поплыли по небу облака”, “Осенний дождь”, “В метель”. Этим способом мы делаем фон для следующих методов рисования, например, освоили рисовать в технике выдувания “Весна, природа оживает”. Дети очень любят всё таинственное, необычное. Дошкольный возраст – это возраст расцвета воображения. Я предложила материал для рисования – манную крупу, соль и у детей получились оригинальные рисунки: ”Зимний пейзаж”, “Снегурочка” ,”Снеговик”. А с помощью манки сделали коллективную работу к 9 мая “Салют победы”, получилось объёмное изображение.
Рисование нетрадиционными методами повышает интерес к рисованию, развивает творчество, воображение. Рисование с помощью зубной щётки – набрызг, получает “бархатистый фон”. Рисунок получается, как усыпан снегом “Метелица”, усыпан звёздами “Полёт в космос” и др.
Рисовали с детьми, и даже запахи. Про этот приём дети говорят, что они рисуют носом. В данном случае действительно вдохновение приходит через нос. Рисование по мятой бумаге интересно тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной – это называется эффектом мозаики: “Лето”, “Узоры”. В работе с детьми использую и такие методы : граттаж (рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности) “Космос”, “Снежинки”.; Тычком: “ Осень”, “Весёлые снеговики”, “Яблоки на ветке” и др. Когда дети рисуют этим методом, можно подумать как – будто они печатают на машинке (стук). Рисуем тычком сухой жёсткой кистью, получаем пушистых животных: цыплят, утят, котят и др. Этот метод позволяет эффективнее разработать мышцы руки и закреплять умение правильно держать кисть.
В осенний период рисуем листочками от деревьев. На прогулке находим красивые листочки, а затем используем способом рисования – печатание : “Кружатся осенние листочки в воздухе “, “Бабочки”, “Деревья, кусты”, “Цветы в вазе”.
Рисование восковыми мелками или свечой издавна использовалось народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Детям я предлагала нарисовать “Ёлочки в лесу”, “Дождевые капли”, “Пасхальные яйца”.
Заинтересовал детей и приём печатания. Для выполнения работы мы использовали “печатки” из катушек от ниток, пробок, колпачков от фломастеров, спичечных коробков. Каждый рисунок, в зависимости от того, чем ребёнок печатал, получался разный. Дети рисовали деревья, снеговиков, дома, цветы и т. д.
Даже тонирование листа для последующего на нём рисования я превратила в увлекательную игру с детьми. Предложила смять бумагу, сделав из неё жёсткий тампон, и обмакивая его в краску, заполнить весь лист. Очень увлекало их тонирование листа целлофаном. Они наносили на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывали на лист, ладошкой разглаживали и снимали – фон готов и какой необычный!
Вот я перечислила несколько методов, техник рисования, на самом деле их много. И множество рождается, когда работаешь непосредственно с детьми. Дети—великие мастера – выдумщики и фантазёры, они многому могут научить нас. Творческие работы выставляем в раздевалке, чтобы их видели родители. К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать. Важно, чтобы родители поняли, через изобразительную деятельность ребёнок самовыражается как личность.
Так что же дают детям нетрадиционные изобразительные технологии? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
В работе с родителями использую консультации: «Как научить ребёнка рисовать?», «Почему не каждый ребёнок любит и умеет рисовать», «Это интересно знать! Оранжевое настроение или «цветные дети» (характеристика цветов, которые используют дети, «Игры с красками», «Я не умею рисовать» и другие.
Для рисования нетрадиционными методами с детьми я пользуюсь такой литературой: журналы «Дошкольное Воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду», «Сделай сам»; «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева, «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р. Г. Казакова и др.