Рамиля Мирхатова
Особые дети — особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые участники семинара!
Я представляю опыт внедрения инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №106 «Забава».
Слайд 2
Наш детский сад функционирует с декабря 2013 года. По распоряжению мэра города наряду с обычными общеразвиваюшими группами в учреждении была открыта коррекционная группа для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В связи с этим в учреждении были установлены пандусы, поручни вдоль стен холлов, группа была оснащена соответствующим оборудованием. Согласно нормам СанПиН коррекционную группу посещают 10 детей-инвалидов с диагнозом ДЦП различной тяжести.
Публикация «Особые дети — особый подход, Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ» размещена в разделах
Слайд 3
В 2015 году в наш детский сад были направлены 2 ребенка-инвалида с Синдромом Дауна. На сегодняшний день наш детский сад посещают? «солнечных детишек». Что же это такое «Синдром Дауна»?
Это самая распространенная хромосомная патология. Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии. Эти дети очень дружелюбны, веселы и ласковы. Для детей с Синдромом Дауна характерна эйфория и открытость. Они как лучики солнца - теплые и ласковые. Именно поэтому их называют «солнечные дети».
Слайд 4
Изначально эти дети были распределены в обычные общеразвивающие группы. Но, со временем стала очевидна необходимость коррекционно-педагогических мероприятий с такими детками. Таким образом, администрация детского сада вышла с инициативой в Управление образования и по делам молодежи города Набережные Челны об организации инклюзивной группы в учреждении.
Слайд 5
В рамках подготовки к внедрению инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №106 «Забава» были проведены следующие организационные мероприятия:
1. Администрацией МАДОУ изучена нормативно-правовая база по инклюзии. Разработаны локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность в данном направлении.
2. Внесены изменения в штатное расписание учреждения (добавлены ставки воспитателей и ставка дефектолога).
3. Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования.
4. Педагогами ДОУ были изучены типологические особенности детей с Синдромом Дауна и методы коррекционно-педагогической работы с ними.
5. Пересмотрена Программа развития ДОУ, внесены разделы по инклюзии.
6. Основная образовательная программа ДОУ дополнена адаптированной программой по работе с детьми-инвалидами с Синдромом Дауна.
7. В годовой план работы ДОУ внесен раздел по инклюзивному образованию.
Слайд 6
В процессе внедрения инклюзивной модели образования мы столкнулись с рядом существенных проблем, требующих решения.
Во первых, это проблема отсутствия у педагогов психологической готовности принять ребенка с Синдромом Дауна в обычной группе детского сада, а также отсутствия опыта коррекционно-педагогической работы. Определилась необходимость вести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. В связи с выше изложенным были запланированы и проведены:
Слайд 7
- круглый стол со специалистами городского "Центра психолого-медико-социального сопровождения № 85" по проблемам внедрения инклюзивного образования в ДОУ;
- тренинги для педагогов: "Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого– педагогического сопровождения";
- деловые игры «Инклюзия в ДОУ»;
- семинары-практикумы.
А также регулярно проводятся консультации и мастер классы по данной теме.
Остро стоит вопрос нехватки специалистов (логопедов, тьюторов, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
Слайд 8
С целью выявления отношения родителей воспитанников ДОУ к инклюзивному образованию был проведен опрос родителей всех групп в октябре 2016 года. Результаты опроса показали:
1. Лишь 38 % респондентов имеют представление что такое «Инклюзивное образование».
2. 64% считают невозможным внедрение инклюзивного образования в ДОУ.
3. 70 % не согласны с тем, что в группе будут находиться дети-инвалиды.
4. 82% считают, что присутствие детей-инвалидов отрицательно скажется на развитии детей.
5. 81% считает, что нет никаких положительных моментов в совместном воспитании и обучении детей с ОВЗ с воспитанниками ДОУ.
Таким образом, была выявлена проблема негативного отношения родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Эту проблему необходимо было решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Слайд 9
В работе с родителями детей-инвалидов наиболее эффективна модель – модель сотрудничества, партнерства. Невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений.
В течение учебного года педагогами ДОУ систематически проводиться работа по взаимодействию с родителями. Вопросы инклюзии включаются в повестку дня на общих и групповых родительских собраниях, на официальном сайте и информационных стендах детского сада размещается информация по инклюзивному образованию, регулярно проводиться консультирование родителей по данному вопросу.
Слайд 10
В свою очередь родители охотно идут на контакт и стараются участвовать во всех акциях, и совместных мероприятиях группы и ДОУ.
В октябре 2017 года был проведен повторный опрос-анкетирование по вопросам инклюзивного образования.
Результаты анкетирования показали, что все респонденты (100%) относятся положительно к детям – инвалидам и не видят негативных последствий их совместного обучения с обычными детьми.
Слайд 11
Интересен тот факт, что главные участники инклюзивного обучения – дети, практически не заметили того, что в группах появились новые воспитанники, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного конфликта между детьми. Хотелось бы отметить очень внимательное и заботливое отношение воспитанников к детям с ОВЗ.
Слайд 12
Коррекционно-педагогическую работу с детьми с Синдромом Дауна мы выстроили по следующим этапам:
I этап – Адаптационный (сбор информации о ребёнке – изучение диагноза и социальных контактов семьи и ребёнка);
II этап – Диагностический (изучение когнитивных и социально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны его ближайшего окружения; проведение психолого-педагогического обследования ребёнка);
III этап– Основной (составление и апробация индивидуальной адаптированной программы инклюзивного образования);
IV этап – Заключительный (анализ эффективности психолого-педагогической работы).
Слайд 13
Особенностями инклюзивного образования является то, что на первые три месяца с момента поступления в учреждение и началом обучения в инклюзивной форме ребенку с ОВЗ устанавливается диагностический период. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.
Слайд 14
Свою работу по адаптации детей с ОВЗ мы построили в соответствии с разработанной программой коррекционной работы, включающей технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, предложенной Юлией Александровной Афонькиной. В основе технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
Слайд 15
При разработке содержания программы, мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строилась, прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:
- новая организация взаимодействия с взрослыми;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Слайд 16
На всех этапах адаптации, учитывали особенности взаимодействия с ребенком с ОВЗ:
- обязательную организацию взаимодействия,
- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,
- предъявление адекватных требований,
- использование приёмов дополнительной коммуникации,
- ориентирование ребёнка в распорядке дня,
- постоянство окружающей ребёнка среды.
Слайд 17
В результате, наши детки способны к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моют руки, умеют самостоятельно есть, правильно пользуются чашкой, ложкой, ходят в туалет (сигнализирует о своих нуждах, одеваются.
Слайд 18
Дети адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Слайд 19
Имеют положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремятся их выполнить. Проявляют интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагируют на замечания, запреты взрослого.
Слайд 20
Воспитанники с ОВЗ проявляют интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда являются активным участникам деятельности, а лишь наблюдателями за деятельностью детей и взрослых.
Слайд 21
Успешная адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием их дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Слайд 22
Исходя из пока еще незначительного опыта работы в области инклюзивного образования, мы выделяем положительные аспекты данного направления:
- присутствие в детских коллективах особых детей, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых дошкольников;
- полноценное взаимодействие участников образовательного процесса обеспечивает поддержку и полноправное участие родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы ДОУ и общества;
- образовательное учреждение, осуществляющее инклюзивную деятельность, позволяет педагогам повысить педагогический потенциал;
- детям с проблемами в развитии, включение в среду здоровых сверстников дает необходимый опыт коллективного общения, их совместной деятельности, обеспечивает полноценное социально- личностное развитие;
- и, что немаловажно, инклюзивное образование подталкивает современное общество к изменению отношения к инвалидам, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
Спасибо за внимание.