Елена Винокурова
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений современной системы образования обозначено духовно-нравственное воспитание детей. Наш детский сад не стал исключением. Педагогический коллектив в тесном союзе с родителями эффективно реализует обозначенную стратегическую линию, так как убеждены, что немаловажно формировать человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, школе. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения. Работая с детьми по дополнительной общеобразовательной программе, «Мы - краеведы», разработанной мною и реализуемою в детском саду, мы изучаем: историю города Куйбышева, детского сада, символику, природу, биографии людей, стоявших у истоков зарождения и развития города, окунаемся в историю семьи, знакомимся со страной.
Темочки:
Содержание образовательной деятельности в программе разработано для трех возрастных групп (средней, старшей и подготовительной к школе группе).
Содержание программы реализуется в определенной последовательности, предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам :
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.
В рамках работы по первому блоку реализован проект «Семейный альбом». Родителями были изготовлены генеалогическое древо и герб семьи. После выставки фотографий «Деятельность детей в детском саду» - «Какие мы», «Фото из семейного альбома», воспитателями групп оформлены фотоальбомы «Вместе дружная семья», «Семейные альбомы». Руководитель музейного уголка приглашала детей в мини – музей ДОУ на экскурсию, где детей средней группы познакомила с музейным уголком ДОУ, показала историю ДОУ в фотографиях, а детей старшего дошкольного возраста познакомила с историей ДОУ. Дети разновозрастной группы № 5 участвовали в районном конкурсе «Краеведческие чтения». Родители принимали активное участие в реализации проекта.
По 2 блоку «Мой город» дети знакомились с историей города, его достопримечательностями, главной улицей нашего города. В рамках работы по второму блоку реализован проект «Мой Каинск родной». Воспитателями совместно с детьми изготовлен альбом «Мой город», оформлена книга памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны, прошла выставка рисунков «Улица, на которой я живу». Родители совместно с детьми подбирали картинки и фотографии для альбома. По предложению воспитателей водили детей в Краеведческий музей города. Как итог, было проведено развлечение в форме КВН «Мой любимый город»
Сейчас реализуется 3 блок «Родная страна». Дети знакомятся со столицей нашей Родины, с президентом и геральдикой нашей страны, прослушивали гимн. Также они познакомятся с историей России, ВОВ, победой над фашизмом. Родителям будут даны рекомендации сходить с детьми к памятнику в Парке Победы, пройтись в колонне Памяти и возложить цветы. Как итог, будет проведено развлечение «Мы – патриоты», где дети покажут свои знания.
Воспитатели и дети ДОУ принимали активное участие в районном краеведческой декаде, а также конкурсе «Музей и дети».
И каждый раз, готовясь к занятиям, передо мной, как педагогом, встает вопрос: как сделать так, что бы детям на занятиях не было скучно, чтобы они стремились к познанию, чтобы это были не просто лекции, а увлекательные минуты знакомства с родным краем? Интерес к изучению малой Родины, родного края во многом зависит от того, как преподносится материал, как проходят занятия. Поэтому на занятиях краеведением как можно шире применяются игровые элементы (или нетрадиционные формы). Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей, на мой взгляд, является занимательность, а особенно интересны детям игровые занятия, перевоплощения, экскурсии, фольклорные праздники и развлечения, как в музыкальном зале, так и на улице в разное время года. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к занятиям. Увлекшись, ребенок не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
В результате данной работы не только ребята будут хорошо знать историю своего края, но и родители. И все участники этого процесса, надеемся, станут еще больше любить место, где родились, где живут – нашу малую Родину.