Марина Компанцева
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье
Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину. Например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый, у кубика есть углы – вот они, есть и стороны – вот они».
Публикация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, матрёшки, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно, до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него. Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д. Ну и конечно же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.
Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана. На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.
Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.