Ирина Шиян
Особенности вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Публикация «Особенности вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.
Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.
В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.
Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.
Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи : над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.
Музыкальные занятие проводятся с использованием следующих приемов:
1. Логопедическая ритмика;
2. Театрализованная деятельность;
3. Развитие музыкально-ритмических навыков;
4. Развитие певческих навыков.
5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Авторские разработки М. Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.
Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.
В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаются детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.
Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.