Любовь Никишова
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Истринский профессиональный колледж – филиал
Государственного образовательного учреждения
Высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Контрольная работа №1
Выполнила слушатель
программы
Публикация «Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
повышения квалификации «Развитие познавательных способностей дошко-льников в условиях реализации ФГОС ДОО»
Никишова Л. А.
Истра, 2018
Содержание:
Введение…. 3
1. Особенности развития познавательных способностей в старшем дошкольном возрасте…4
2. Закономерности и своеобразие развития сенсорной сферы…6
Заключение… 10
Список использованной литературы…. 11
Введение.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка в дошкольном возрасте. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше, что в дальнейшем скажется на его умственном развитии.
Современное общество нуждается в личности, способной к познава-тельно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем.
Главной проблемой педагога является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Эта проблема сложна и актуальна, неразрывно связана с процессом развития познавательных способностей у дошкольников, формированием познавательной активности.
2. Особенности развития познавательных способностей в стар-шем дошкольном возрасте.
В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.
Основным развитием познавательных способностей дошкольников яв-ляется включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование, двигательную). Одним из аспектов уровня развития познавательных способностей и познавательной активности является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Учёные выделяют различные пути развития познавательных способностей. Одним из эффективных и интересных является исследовательская деятельность. Однако, по мнению Г. Г. Ващенко, «в период дошкольного возраста может идти речь только о системе мер. Должны подготовить ребёнка к элементарным формам школьной исследовательской работы. Эти мероприятия ограничиваются, в основном, развитием у ребёнка способности наблюдать» [2, с. 305]. Эти способности у детей находятся на довольно низком уровне, это связано с тем, что дети этого возраста имеют блуждающий тип внимания и не фиксируют отдельные вещи и их качества в той мере, что нужно для опыта. Также мышление ребёнка имеет схематический характер. Дошкольники замечают в вещах только то, что бросается в глаза или влияет на эмоции.
К. Д. Ушинский [21] подчёркивал, что в дошкольный период решаю-щую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребёнком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы. Для стимулирования познавательной деятельности можно использовать приём сомнения-размышления (А может? Возможно, было как-то иначе? А могло ли быть иначе? Как ты думаешь, что будет потом? Что могло здесь случиться). С помощью такого рода занятий дети могут не только передавать своё впечатление от воспринятого, но и обосновывать свои мысли, побуждают детей к поиску способов решения.
В. У. Кузьменко [5] в своём исследовании рассматривает вопрос инди-видуального подхода к развитию познавательных способностей дошкольников. Она отмечает, что индивидуальный подход в развитии познавательных способностей состоит в определении индивидуальных особенностей познавательной деятельности ребёнка; разработке индивидуально-ориентированного плана работы педагога, создание благоприятных условий, прогнозировании перспектив индивидуального развития познавательных способностей, обеспечении преемственности со школой.
Итак, для развития познавательных способностей дошкольников следует учитывать индивидуально-психические особенности, т. е. темп усвоения знаний, особенности эмоций, регуляцию поведения; формировать положительное отношение к любой деятельности, использовать интеграцию различных видов деятельности.
Важное место в период старшего дошкольного возраста занимают познавательные способности, для которых характерна высокая общая мыслительная активность.
Таким образом, подход к развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста строится на утверждении, что игра для дошкольников является ведущей деятельностью, в которой развиваются познавательные функции, которые составляют основу познавательных способностей ребёнка этого возраста…
4. Закономерности и своеобразие развития.
В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорного эталона, у ребёнка формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях. В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о цвете, форме, величине предметов. Характер сенсорного познания меняется : от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок ребёнку достаточно только посмотреть. Обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, вверху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, всё же сохраняет глобальность. Так, ребёнок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно.
В возрасте 5-7 лет увеличивается объём памяти, что позволяет им не-произвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребёнок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связей материала, также из прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на её развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета. Старшие дошкольники используют речь при запоминании, это повышает продуктивность образной памяти.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Она возникает в результате опыта припоминания, когда ребёнок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание-повторение. Оно может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала (они делают это шёпотом, либо про себя).
К 6-7 годам в жизни ребёнка появляется важное психологическое новообразование, у них возникает произвольная память (наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого). Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдалённым целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание: в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с 6-7 лет развивается волевое (в процессе игры, обучения, общения). Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение и тогда возникает новый вид внимания- после произвольное, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.
Возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограниче-ны. Произвольное внимание весьма неустойчиво. Ребёнок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. К концу дошкольного возраста способность произвольного внимания начинает развиваться интенсивно. Сам процесс получения знаний этому способствует, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объём внимания, ребёнок способен удерживать в своём сознании 5-6 предметов и явлений.
Психолог А. В. Запорожец утверждал, что типы мышления не имеют возрастных стадий развития. Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, то есть возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.
«Мышление руками» (наглядно-действенное) не исчезает по мере взросления, а остаётся в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путём проб и ошибок, на развитие наглядно-действенного мышления старших дошкольников работают, например, пазлы, детали конструкторов, головоломки и т. п.
Образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям старшего дошкольного возраста доступен данный вид мышления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией, влияющей и на её продуктивность. Задача взрослого помочь ребенку научиться мыслить.
К 6-7 годам ребёнок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами : используя наглядно -действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать как период, когда должно начаться интенсивное развитие логического мышления.
Этот возраст является сензитивным для формирования воображения. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. При целенаправленном развитии воображения у старших дошкольников необходимо учитывать тот факт, что пусковым механизмом является особая внутренняя позиция, которая помогает ребёнку подняться над конкретной ситуацией, посмотреть со стороны, оценить с разных точек зрения. Ребёнок начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры-предметног мира и прошлого опыта. Внутренняя позиция обеспечивает ребёнку ещё одно качество-она делает воображение произвольным. В 6-7 лет внутренняя позиция позволяет детям действовать не только по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведённую и осмысленную кем-то другим. Иными словами, дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию.
Воображение-это исток игры в старшем дошкольном возрасте : в 5-6 лет доминирующие игры, игры с правилами, в 6-7 лет режиссёрские игры.
Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребёнок осваивает способы создания образов, которые как правило используются неосознанно.
Заключение
Таким образом, успешное развитие у ребёнка познавательных способностей в дошкольном возрасте крайне необходимо не только для его развития, но и для формирования здорового психологического стержня в будущем. Однако, чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребёнка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребёнка к окружающему миру никогда не угаснет.
Изучив закономерности и своеобразие развития познавательных спо-собностей детей старшего дошкольного возраста, для меня стало возможным целенаправленное управление процессом их развития в своей работе.
Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе.
К. Д. Ушинский подчёркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребёнком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы.
Список использованной литературы:
1. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под ред. Венгера Л. А. -М. ,2014 г.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2015 г.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребё нка: Книга для воспитателя детского сада. - М., 2017 г.
4. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. Методическое пособие, 2014 г.
5. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС 2017 г.