Юлия Николаевна Ивасенко
Особенности психического развития детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психического развития детей с нарушениями речи
У детей с тяжелой речевой патологией имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. С одной стороны, нарушения речи сказываются на развитии познавательной деятельности, вызывая вторичное недоразвитие мышления и других психических процессов. С другой стороны, у детей с ТНР имеет место замедление темпа психического развития, а также избирательная недостаточность отдельных психических функций вследствие органического поражения мозга (алалия, афазия, дизартрия). Дети отстают в развитии наглядно-образного и, особенно, словесно-логического мышления; без специального обучения с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Мышление их отличается замедленностью, стереотипностью, инфантильностью.
Публикация «Особенности психического развития детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто страдают нарушением функций слухового, зрительного, а иногда и кожно-тактильного анализаторов. Результатом этого является нарушение процесса восприятия. Вследствие органического поражения ЦНС может быть снижена ориентировочная активность, Ии ребенок не стремится к исследованию, изучению предметов. Кроме того, сенсорный опыт детей недостаточно закрепляется и обобщается в слове.
Внимание
Память
Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем дети с нормально развивающейся речью. Игры логопатов бедны по содержанию, часто носят однообразный характер. Особенности речи детей, неумение выразить свою мысль, боязнь показаться смешным затрудняют включение их в коллективные игры. У детей часто возникают трудности при необходимости переключения с одного вида деятельности на другой. Дети - логопаты, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, настойчивости в доведении игры до конца. В коллективе с говорящими сверстниками дети держатся в стороне, или играя с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.
Речь детей - логопатов не является полноценным средством коммуникации. Дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения. Они не обращаются с вопросами к взрослым, не стремятся общаться со сверстниками, не сопровождают речью игровые ситуации. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально-окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказаться от общения речью, охотнее используют жесты.
Динамика формирования двигательной сферы детей с ТНР носит замедленный и качественно отличный от нормы характер. К школьному обучению ни один компонент моторной сферы не достигает в своем развитии возрастной нормы. У большинства детей oотставание моторного развития отмечается уже в раннем детстве. Недостаточность общей (грубой) моторики проявляется при необходимости удерживать равновесие (общее напряжение, покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места и т. п.); при ходьбе, поворотах в движении (несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка и т. п.); при переключении с одного движения на другое (скованность, зажатость, неточность, нечеткость движений, нарушение их порядка и количества). Обнаруживаются также недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений, наличие большого количества синкинезий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточность тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР больше выражена по сравнению с общей моторикой. Несформированность мелкой моторики проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в несовершенстве контроля и регуляции движений. У детей наблюдается явление моторной истощаемости: замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения двигательных актов. Дополняют картину несформированности мелкой моторики у детей с ТНР различные синкинезий (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке).
При ТНР дети быстро утомляются и пресыщаются любым видом деятельности. Утомление накапливается в течение дня к вечеру, к концу недели, и сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии (усиление головных болей, нарушения сна). Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность, контроль за собственной деятельностью на протяжении всего занятия. Дети с ТНР характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью’, быстрой сменой настроений. Может проявляться агрессия, навязчивость, беспокойство. Реже наблюдается заторможенность и вялость.
Особенности личности ребенка - логопата связаны с тем, что речевая неполноценность выключает его из детского коллектива. У детей наблюдается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности, невротические черты характера.