МААМ-картинки

Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией (1 фото)

Елена Новикова
Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком страдающим дизартрией»

Коррекция дизартрии

Дизартрия – это ряд нарушений в речи, связанных с поражением головного мозга и нервных окончаний мышц артикуляционного аппарата. Проявляется в виде различных отклонений в произношении в зависимости от возраста пациента.

Коррекция дизартрии у дошкольников и младших школьников подразумевает применение ряда методов, направленных на улучшение работы центральной нервной системы и речевых мышц.

Причины речевых нарушений

Публикация «Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией» размещена в разделах

Основная причина дизартрии – нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, иными словами, нарушения тонуса мышц губ, щек, языка. Возникает данная патология в период внутриутробного созревания и первых двух лет жизни ребенка. В первом случае причиной таких осложнений могут стать следующие проблемы при беременности:

• токсикоз;

• гипоксия плода;

• резус-конфликт;

• хронические соматические заболевания;

• осложнения в ходе родов и сопутствующие травмы;

• асфиксия при рождении;

• ядерная желтуха у младенца;

• недоношенность и ряд других отклонений.

В первые годы жизни нарушения речи могут возникнуть на основе следующих факторов:

• менингит, энцефалит;

• гнойный средний отит;

• гидроцефалия;

• тяжелые интоксикации;

• черепно-мозговые травмы.

Подобные заболевания напрямую влияют на ЦНС ребенка и могут привести к последующим осложнениям. У взрослых дизартрия может проявиться после инсульта, травмы головы, нейрохирургических операций, опухолей. Также на ее развитие могут повлиять и другие патологии, подразумевающие воздействие на нервную систему.

Виды дизартрии

Перед коррекцией дизартрии проводится диагностика. Важно определить не только происхождение, но и тип отклонения. В данном вопросе важно учитывать, что дизартрия – не конкретное заболевание, а целый ряд нарушений, проявляющихся через проблемы с речью. Соответственно и коррекция в каждом случае будет индивидуальная.

В зависимости от локализации нарушений речедвигательных мышц различают следующие виды данной патологии:

• коррекция бульбарной дизартрии у детей потребуется при поражении ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге, к таковым относят языкоглоточный, подъязычный, блуждающий, а также лицевой и тройничный;

• коррекция псевдобульбарной дизартрии проводится при нарушениях в работе корково-ядерных проводящих путей;

• экстрапирамидная корковая патология возникает при соответствующем поражении подкорковых ядер головного мозга;

• мозжечковая дизартрия и коррекция логопеда в данном направлении требуется при поражении мозжечка и его проводящих путей;

• коррекция корковой дизартрии потребуется при очаговых поражениях коры головного мозга.

Тяжесть нарушения классифицируется на основе внятности и понятности речи ребенка для окружающих. В данном вопросе выделяют четыре степени:

• первая, стертая дизартрия – речевые нарушения неочевидны окружающим, выявить их может только логопед через специальное тестирование;

• вторая – дефекты речи заметны окружающим, однако в целом она остается понятной;

• третья – особенности речи могут понять только близкие и немногие посторонние;

• четвертая, анартрия – речь отсутствует или непонятна даже близким.

В соответствии с видом, типом и степенью патологии и осуществляется последующая коррекция. В данном вопросе важна правильная диагностика и профессионализм специалиста.

Бульбарная дизартрия

При бульбарном типе заболевания наблюдаются сложности в глотании, сосании, жевании в связи с атонией мышц полости рта. Может наблюдаться и повышенное слюноотделение, гиперсаливация. Звуки упрощаются и не разделяются между собой, все согласные нередко объединяются в одно произношение, типичным признаком считается носовое произношение – насализация.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении работы языковых мышц. Наблюдаются трудности в поднятии кончика вверх, движении из стороны в сторону, удержании в заданном положении. Сложность вызывает также переключение артикуляционных поз. Наблюдается слюнотечение, глоточный рефлекс, поперхивание, речь смазанная и невнятная, грубо нарушается произношение соноров, а также свистящих и шипящих звуков.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия имеет сходство с моторной афазией, однако проявляется только в артикуляционной апраксии, сложности в чтении, письме и понимании не наблюдаются.

Подкорковая дизартрия

Подкорковая дизартрия характеризуется наличием гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, включая мимические и артикуляционные. Могут возникать в состоянии покоя, проявляются при произношении, вызывая нарушения в темпе, тембре и силе голоса. Также могут возникать непроизвольные гортанные выкрики. Данные дефекты могут сочетаться с другими видами патологии.

Мозжечковая дизартрия

При мозжечковой дизартрии наблюдаются сложности в общей координации речи. Она становится отрывистой, толчкообразной, может быть скандированной с отдельными выкриками. Сама речь замедляется и теряет внятность. Также наблюдается атаксия в виде шаткости походки, нарушении равновесия и неловкости.

Диагностика заболевания

Коррекция дизартрии у дошкольников и младших школьников начинается с диагностики.

Логопед проводит исследование речевых способностей.

Оценивается:

-произношение,

-темп,

-ритм,

-синхронность артикуляции,

- дыхание,

-фонематическое восприятие,

-лексико-грамматическое построение речи.

Логопедические занятия с детьми с дизартрией включают следующие упражнения

-Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики;

-Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика на развитие моторики речевого аппарата;

-Дыхательная гимнастика для укрепления физиологического и речевого дыхания;

-Постановка диафрагмального дыхания: Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

-Ортофонические упражнения на отработку голоса;

В зависимости от масштаба проблемы, можно выделить такие ортофонические упражнения, как:

1. Ритмичные - это музыкальные и двигательные упражнения. Они поддерживают всю систему и речевой аппарат, сочетая упражнения на голос и артикуляцию. Ими также обучают детей одновременному использованию органов речи, зрения и слуха.

2. Фонологические - направлены на правильное использование громкости и высоты голоса при разговоре. Они развивают правильную тональность и тренируют мышцы гортани и горла.

3. Формирование фонематического слуха - эти упражнения учат различать высоту отдельных звуков при произношении, распознавать согласные и гласные в предложениях и словах.

4. Респираторные - учат правильному механизму дыхания. Фаза выдоха должна быть вдвое длиннее фазы вдоха, что дополнительно увеличивает емкость легких, корректирует движения и реакцию диафрагмы.

5. Артикуляционные упражнения, то есть выделение определенных звуков при произношении отдельных слов.

6. Улучшение речевого аппарата - так называемая гимнастика для губ, языка, щек и неба, то есть укрепление мышц челюсти, гортани и горла.

7. Языковые - тренировка правильного расположения языка во рту при произнесении определенных слов. В ходе работы с ребенком, сначала упор делается на нижнюю челюсть, потом губы и щеки, и третье, язык и мягкое небо.

Открываем голос:

Основная масса погрешностей речи неумелых лекторов и ораторов кроется в неверном регулировании дыхания и использовании природных резонаторов – грудной и носовой полостей. Главную роль в образовании звуков у них берет на себя гортань. Поэтому речь получается тихой и невнятной, а дыхание быстро сбивается. Первые упражнения по постановке голоса направлены на раскрытие резонаторов и включение их в работу.

Упражнение «Звукорежиссер»

Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить.

1. Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник».

2. Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам.

3. Проверьте звучание: «Раз-раз».

4. И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина.

5. Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию.

В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.

Упражнение «Кью-икс»

Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое:

1. Станьте перед зеркалом.

2. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой.

3. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке.

Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.

Упражнение «Зевок»

Наш голос нередко находится в плену у зажатой гортани. И лучший способ ее расслабить – почаще зевать. Делать это рекомендуется сразу тремя способами:

• с открытым ртом, точно так, как вы делаете это, слушая скучного и монотонного лектора;

• с закрытым ртом, будто пытаетесь подавить скуку на совещании;

• сладко потягиваясь, если бы вы только проснулись.

Зевать можно хоть целый день. Но не фальшиво и поверхностно, а глубоко и искренне. Вы должны почувствовать, как расширяется гортань и воздух опускается в легкие, а затем следует к диафрагме – появляется легкое ощущение сдавливания в области желудка.

Упражнения на открытие голоса помогут вам обрести звучность и избавиться от одышки, неприятных скрипучих нот. Но это лишь первый шаг к его постановке. Поэтому продолжаем осваивать новые методики.

Делаем голос приятным

Для обретения приятного глубокого звучания нужна тренировка голосовых связок и отработка навыков диафрагмального дыхания. Помочь в этом способны знаменитые упражнения, которые практикуют почти все певцы и актеры:

• Дыхание йогов. Станьте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, а спину удерживайте прямой. Глубоко вдохните воздух носом, а выдохните ртом с протяжным и громким звуком «Хааа». Тяните гласную, сколько сможете. При вдохе прочувствуйте, как грудная клетка наполняется воздухом, проталкивая диафрагму ниже. Выполняйте упражнение не менее пяти раз, и вскоре почувствуете исчезновение одышки и писклявых нот.

• «Бим-бом». Это упражнение заключается в протяжном произнесении слогов. При этом последнюю букву нужно тянуть как можно больше. Подойдут не только «бим» и «бом», но и сочетания гласных с любыми непарными звонкими: «ми», «ре», «му», «нэ» и другие. Выполняете упражнение 5–6 раз подряд, прочувствуйте, как резонирует звук «ммм» в полостях головы.

Делаем голос сильнее

«Я вас не перекричу!» – признавались учителя в слабости своих голосовых связок. Если же вы желаете говорить громко и убедительно, то и этот навык можно прокачать. И вот несколько упражнений, которые вам помогут:

• «Звуковая лестница». Глубоко вдохните и на выдохе произнесите звук «и», тяните его так долго, как только сможете. Повторите упражнение с другими гласными – «э», «а», «о», «у». Не меняйте последовательность! Она выстроена от самого высокого резонатора к низкому. Верно выполняя упражнение, вы сможете прочувствовать работу резонаторов – грудной полости и пазух черепа. Всю звуковую лестницу повторите не менее трех раз, постарайтесь прочувствовать резонанс каждого звука.

• «Ом». В главном слове индийских мантр присутствует не только мистика, но и способность сделать голос более глубоким и сильным. Повторяйте его нараспев, постепенно наращивая и снижая громкость, можете использовать мантру «Ом» в записи и повторять за ней. Посвящайте этому пять минут в день, и вскоре вы ощутите, насколько сильнее и увереннее стал ваш голос.

• «Рычание». Поднимите язык к нёбу и произнесите протяжное «рррр». Ощутите вибрацию кончика языка. А теперь повторяйте, растягивая букву «р»: тигр, ромашка, рык, рев, грамм, графин, крокодил, рыба, рок. Рычание не только придаст вашему голосу силу, но и поможет улучшить дикцию.

-Отработка правильного звукопроизношения;

-Работа с выразительностью речи и развитием коммуникативных навыков.

Выбираемые методы коррекции и лечения дизартрии, а также занятия с логопедом зависят от типа и тяжести патологии. Обращают внимание на необходимость систематического воздействия и проработки нужных упражнений. Только в этом случае можно рассчитывать на их результативность.

К лечению дизартрии у ребенка следует приступать на раннем этапе. При обнаружении признаков нарушения речи важно своевременно обратиться к логопеду и определить причины обнаруженных дефектов.

Коррекция и лечение дизартрии

Коррекция стертой дизартрии и ее более сложных форм осуществляется с участием невролога и логопеда. Первый может назначить следующие процедуры:

-сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;

-ЛФК

-лечебные ванны;

-физиотерапия;

-механотерапия;

-иглоукалывание;

-гирудотерапия.

Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Мастер-класс «Доска занятий» для индивидуальной работы с ребёнкомМастер-класс «Доска занятий» для индивидуальной работы с ребёнком Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группеОсобенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 10:42
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД