Елена Новикова
Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком страдающим дизартрией»
Коррекция дизартрии
Дизартрия – это ряд нарушений в речи, связанных с поражением головного мозга и нервных окончаний мышц артикуляционного аппарата. Проявляется в виде различных отклонений в произношении в зависимости от возраста пациента.
Коррекция дизартрии у дошкольников и младших школьников подразумевает применение ряда методов, направленных на улучшение работы центральной нервной системы и речевых мышц.
Причины речевых нарушений
Публикация «Особенности построения занятий учителя-логопеда с ребёнком, страдающим дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Основная причина дизартрии – нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, иными словами, нарушения тонуса мышц губ, щек, языка. Возникает данная патология в период внутриутробного созревания и первых двух лет жизни ребенка. В первом случае причиной таких осложнений могут стать следующие проблемы при беременности:
• токсикоз;
• гипоксия плода;
• резус-конфликт;
• хронические соматические заболевания;
• осложнения в ходе родов и сопутствующие травмы;
• асфиксия при рождении;
• ядерная желтуха у младенца;
• недоношенность и ряд других отклонений.
В первые годы жизни нарушения речи могут возникнуть на основе следующих факторов:
• менингит, энцефалит;
• гнойный средний отит;
• гидроцефалия;
• тяжелые интоксикации;
• черепно-мозговые травмы.
Подобные заболевания напрямую влияют на ЦНС ребенка и могут привести к последующим осложнениям. У взрослых дизартрия может проявиться после инсульта, травмы головы, нейрохирургических операций, опухолей. Также на ее развитие могут повлиять и другие патологии, подразумевающие воздействие на нервную систему.
Виды дизартрии
Перед коррекцией дизартрии проводится диагностика. Важно определить не только происхождение, но и тип отклонения. В данном вопросе важно учитывать, что дизартрия – не конкретное заболевание, а целый ряд нарушений, проявляющихся через проблемы с речью. Соответственно и коррекция в каждом случае будет индивидуальная.
В зависимости от локализации нарушений речедвигательных мышц различают следующие виды данной патологии:
• коррекция бульбарной дизартрии у детей потребуется при поражении ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге, к таковым относят языкоглоточный, подъязычный, блуждающий, а также лицевой и тройничный;
• коррекция псевдобульбарной дизартрии проводится при нарушениях в работе корково-ядерных проводящих путей;
• экстрапирамидная корковая патология возникает при соответствующем поражении подкорковых ядер головного мозга;
• мозжечковая дизартрия и коррекция логопеда в данном направлении требуется при поражении мозжечка и его проводящих путей;
• коррекция корковой дизартрии потребуется при очаговых поражениях коры головного мозга.
Тяжесть нарушения классифицируется на основе внятности и понятности речи ребенка для окружающих. В данном вопросе выделяют четыре степени:
• первая, стертая дизартрия – речевые нарушения неочевидны окружающим, выявить их может только логопед через специальное тестирование;
• вторая – дефекты речи заметны окружающим, однако в целом она остается понятной;
• третья – особенности речи могут понять только близкие и немногие посторонние;
• четвертая, анартрия – речь отсутствует или непонятна даже близким.
В соответствии с видом, типом и степенью патологии и осуществляется последующая коррекция. В данном вопросе важна правильная диагностика и профессионализм специалиста.
Бульбарная дизартрия
При бульбарном типе заболевания наблюдаются сложности в глотании, сосании, жевании в связи с атонией мышц полости рта. Может наблюдаться и повышенное слюноотделение, гиперсаливация. Звуки упрощаются и не разделяются между собой, все согласные нередко объединяются в одно произношение, типичным признаком считается носовое произношение – насализация.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении работы языковых мышц. Наблюдаются трудности в поднятии кончика вверх, движении из стороны в сторону, удержании в заданном положении. Сложность вызывает также переключение артикуляционных поз. Наблюдается слюнотечение, глоточный рефлекс, поперхивание, речь смазанная и невнятная, грубо нарушается произношение соноров, а также свистящих и шипящих звуков.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия имеет сходство с моторной афазией, однако проявляется только в артикуляционной апраксии, сложности в чтении, письме и понимании не наблюдаются.
Подкорковая дизартрия
Подкорковая дизартрия характеризуется наличием гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, включая мимические и артикуляционные. Могут возникать в состоянии покоя, проявляются при произношении, вызывая нарушения в темпе, тембре и силе голоса. Также могут возникать непроизвольные гортанные выкрики. Данные дефекты могут сочетаться с другими видами патологии.
Мозжечковая дизартрия
При мозжечковой дизартрии наблюдаются сложности в общей координации речи. Она становится отрывистой, толчкообразной, может быть скандированной с отдельными выкриками. Сама речь замедляется и теряет внятность. Также наблюдается атаксия в виде шаткости походки, нарушении равновесия и неловкости.
Диагностика заболевания
Коррекция дизартрии у дошкольников и младших школьников начинается с диагностики.
Логопед проводит исследование речевых способностей.
Оценивается:
-произношение,
-темп,
-ритм,
-синхронность артикуляции,
- дыхание,
-фонематическое восприятие,
-лексико-грамматическое построение речи.
Логопедические занятия с детьми с дизартрией включают следующие упражнения
-Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики;
-Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика на развитие моторики речевого аппарата;
-Дыхательная гимнастика для укрепления физиологического и речевого дыхания;
-Постановка диафрагмального дыхания: Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
-Ортофонические упражнения на отработку голоса;
В зависимости от масштаба проблемы, можно выделить такие ортофонические упражнения, как:
1. Ритмичные - это музыкальные и двигательные упражнения. Они поддерживают всю систему и речевой аппарат, сочетая упражнения на голос и артикуляцию. Ими также обучают детей одновременному использованию органов речи, зрения и слуха.
2. Фонологические - направлены на правильное использование громкости и высоты голоса при разговоре. Они развивают правильную тональность и тренируют мышцы гортани и горла.
3. Формирование фонематического слуха - эти упражнения учат различать высоту отдельных звуков при произношении, распознавать согласные и гласные в предложениях и словах.
4. Респираторные - учат правильному механизму дыхания. Фаза выдоха должна быть вдвое длиннее фазы вдоха, что дополнительно увеличивает емкость легких, корректирует движения и реакцию диафрагмы.
5. Артикуляционные упражнения, то есть выделение определенных звуков при произношении отдельных слов.
6. Улучшение речевого аппарата - так называемая гимнастика для губ, языка, щек и неба, то есть укрепление мышц челюсти, гортани и горла.
7. Языковые - тренировка правильного расположения языка во рту при произнесении определенных слов. В ходе работы с ребенком, сначала упор делается на нижнюю челюсть, потом губы и щеки, и третье, язык и мягкое небо.
Открываем голос:
Основная масса погрешностей речи неумелых лекторов и ораторов кроется в неверном регулировании дыхания и использовании природных резонаторов – грудной и носовой полостей. Главную роль в образовании звуков у них берет на себя гортань. Поэтому речь получается тихой и невнятной, а дыхание быстро сбивается. Первые упражнения по постановке голоса направлены на раскрытие резонаторов и включение их в работу.
Упражнение «Звукорежиссер»
Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить.
1. Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник».
2. Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам.
3. Проверьте звучание: «Раз-раз».
4. И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина.
5. Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию.
В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.
Упражнение «Кью-икс»
Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое:
1. Станьте перед зеркалом.
2. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой.
3. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке.
Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.
Упражнение «Зевок»
Наш голос нередко находится в плену у зажатой гортани. И лучший способ ее расслабить – почаще зевать. Делать это рекомендуется сразу тремя способами:
• с открытым ртом, точно так, как вы делаете это, слушая скучного и монотонного лектора;
• с закрытым ртом, будто пытаетесь подавить скуку на совещании;
• сладко потягиваясь, если бы вы только проснулись.
Зевать можно хоть целый день. Но не фальшиво и поверхностно, а глубоко и искренне. Вы должны почувствовать, как расширяется гортань и воздух опускается в легкие, а затем следует к диафрагме – появляется легкое ощущение сдавливания в области желудка.
Упражнения на открытие голоса помогут вам обрести звучность и избавиться от одышки, неприятных скрипучих нот. Но это лишь первый шаг к его постановке. Поэтому продолжаем осваивать новые методики.
Делаем голос приятным
Для обретения приятного глубокого звучания нужна тренировка голосовых связок и отработка навыков диафрагмального дыхания. Помочь в этом способны знаменитые упражнения, которые практикуют почти все певцы и актеры:
• Дыхание йогов. Станьте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, а спину удерживайте прямой. Глубоко вдохните воздух носом, а выдохните ртом с протяжным и громким звуком «Хааа». Тяните гласную, сколько сможете. При вдохе прочувствуйте, как грудная клетка наполняется воздухом, проталкивая диафрагму ниже. Выполняйте упражнение не менее пяти раз, и вскоре почувствуете исчезновение одышки и писклявых нот.
• «Бим-бом». Это упражнение заключается в протяжном произнесении слогов. При этом последнюю букву нужно тянуть как можно больше. Подойдут не только «бим» и «бом», но и сочетания гласных с любыми непарными звонкими: «ми», «ре», «му», «нэ» и другие. Выполняете упражнение 5–6 раз подряд, прочувствуйте, как резонирует звук «ммм» в полостях головы.
Делаем голос сильнее
«Я вас не перекричу!» – признавались учителя в слабости своих голосовых связок. Если же вы желаете говорить громко и убедительно, то и этот навык можно прокачать. И вот несколько упражнений, которые вам помогут:
• «Звуковая лестница». Глубоко вдохните и на выдохе произнесите звук «и», тяните его так долго, как только сможете. Повторите упражнение с другими гласными – «э», «а», «о», «у». Не меняйте последовательность! Она выстроена от самого высокого резонатора к низкому. Верно выполняя упражнение, вы сможете прочувствовать работу резонаторов – грудной полости и пазух черепа. Всю звуковую лестницу повторите не менее трех раз, постарайтесь прочувствовать резонанс каждого звука.
• «Ом». В главном слове индийских мантр присутствует не только мистика, но и способность сделать голос более глубоким и сильным. Повторяйте его нараспев, постепенно наращивая и снижая громкость, можете использовать мантру «Ом» в записи и повторять за ней. Посвящайте этому пять минут в день, и вскоре вы ощутите, насколько сильнее и увереннее стал ваш голос.
• «Рычание». Поднимите язык к нёбу и произнесите протяжное «рррр». Ощутите вибрацию кончика языка. А теперь повторяйте, растягивая букву «р»: тигр, ромашка, рык, рев, грамм, графин, крокодил, рыба, рок. Рычание не только придаст вашему голосу силу, но и поможет улучшить дикцию.
-Отработка правильного звукопроизношения;
-Работа с выразительностью речи и развитием коммуникативных навыков.
Выбираемые методы коррекции и лечения дизартрии, а также занятия с логопедом зависят от типа и тяжести патологии. Обращают внимание на необходимость систематического воздействия и проработки нужных упражнений. Только в этом случае можно рассчитывать на их результативность.
К лечению дизартрии у ребенка следует приступать на раннем этапе. При обнаружении признаков нарушения речи важно своевременно обратиться к логопеду и определить причины обнаруженных дефектов.
Коррекция и лечение дизартрии
Коррекция стертой дизартрии и ее более сложных форм осуществляется с участием невролога и логопеда. Первый может назначить следующие процедуры:
-сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
-ЛФК
-лечебные ванны;
-физиотерапия;
-механотерапия;
-иглоукалывание;
-гирудотерапия.
Спасибо за внимание!