Татьяна Савченко
Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям, позволяющей включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Публикация «Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2016
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребёнку возможность заниматься любимым делом.
При организации развивающей среды мы придерживались следующих принципов:
Принцип индивидуальной комфортности, он заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребёнка. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает ребёнку легче адаптироваться.
Важным при организации предметно – развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Мы стремимся создать в группе условия, как для совместной деятельности, так и для индивидуальной, поэтому мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации игровых зон и уголков, в нашей группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и исследовательской). Предметно развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества.
Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения - это позволяет один и тот же уголок по желанию ребёнка быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, например природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.
Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы как мальчиков, так и девочек.
В нашей группе проделана большая работа по созданию развивающей среды, разработано очень много зон для создания необходимых условий развития детей.
Уголок: «Сюжетно-ролевых игр»
В группе так же выделены зоны для сюжетно – ролевых игр – «Больница», «Семья», «Игра-магазин». Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Место для сюжетно-ролевых игр требует творческого подхода к оформлению. Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. В игровой зоне оборудованной подобным образом педагогу представится хорошая возможность ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое. В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета.
Ещё так же важен уголок– это «Конструктивная деятельность». Она у нас размещена в одном месте и занимает немного пространства. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами игровой деятельности (с/р играх, играх драматизациях).
«Уголок здоровья», так же вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Дети с удовольствием закрепляют разные виды движений: прыжки, метание, подлезание. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
«Уголок дидактических и развивающих игр» повышает эффективность воспитания и обучения. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животные, математический материал (головоломки, ребусы, игры на логическое мышление (пифагор, пазлы) и т. д.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Уголок «Мы рисуем»
Через рисование ребенок познает окружающий мир и определяет свое место в нем. Главная задача воспитателя здесь помочь ребенку, освоить определенные изобразительные навыки не разрушая его индивидуальное видение, найти гармонию между фантазией ребенка и миром реальным. В рисунке можно увидеть желание ребенка, или возникают какие-то проблемы, а затем работать над ними. Важно развивать моторику рук, умение, анализировать, делать выбор, а рисование- простой и приятный способ для этого.
Уголок «В мире сказок»
Чтение художественной литературы, является одной из основных задач в нашем детском саду. Все режимные процессы сопровождается «художественным словом», а знакомятся с ними дети как из уст воспитателя, так и при знакомстве с книгами. В нашем книжном уголке имеются книги, и большие и маленькие, из бумаги и ткани, со звуком, объёмные и т. д. Главные цели это: формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие литературной речи, умение слышать, слушать и увидеть.
Неизменной популярностью у детей пользуется Экспериментальный уголок (лаборатория).
На полочках размещены разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки и т. д. Всё это вызывает у детей особый интерес. Сюда входят разные приборы- помощники (баночки, сосуды, стаканчики); утилизированный материал (пенопласт, ткань); технические материалы (гайки, скрепки, гвозди) и т. д. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множеством гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитие речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы.
«Уголок природы»
У нас служит не только украшением группы, но и местом саморазвития ребёнка. Мы подобрали и разместили в нём растения, требующие разных способов ухода, приготовили необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления. Так же в уголке природы осенью мы выставляли поделки из природного материала на тему: «Осенняя фантазия»
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения», который располагает детей к тихим беседам, к чтению книг и т. д. Хотя он отделён от других зон лёгкой шторкой, дети чувствуют себя спокойно и комфортно.
Хорошо организованная предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.