Эльвира Таирова
Детское экспериментирование как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
г. о. Мытищи 2022г.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выгодский
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление задавать вопросы, наблюдать и экспериментировать, открывать новое в окружающем мире - врожденная потребность познавательной сферы развития ребенка. Исследовательская деятельность в виде детского экспериментирования способствует расширению представлений ребенка о мире и овладению им причинно – следственных, пространственно-временных связей объектов и явлений окружающего мира.
Публикация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития» размещена в разделах
Познавательное развитие ребенка - одно из направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС. Цель - развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие, детской одарённости и любознательности. Это подтверждают слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Только осмысленная деятельность ребенка позволяет ему открывать все новые и новые свойства предметов, явлений и их взаимосвязь.
Деятельность реализуется в разных формах:
- стихийная (самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка);
- организованная образовательная деятельность (организованная воспитателем);
- совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
Актуальность экспериментирования заключается в том, что оно дает детям возможность изучить объект с различных сторон, его взаимоотношения с другими объектами и с окружающей его средой. Совершаемые в процессе экспериментирования операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения способствуют обогащению памяти ребенка, восприятия, речи, активизируются его мыслительные процессы. Поэтому важно по окончании эксперимента побудить ребенка сделать вывод.
Целью использования детского экспериментирования является
развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников.
Использование данной технологии позволяет решать следующие задачи:
- развитие восприятия, памяти, внимания, воображения в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- расширение словарного запаса и речевое развитие (любое экспериментирование побуждает ребенка четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения);
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности детей;
- формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- развитие мелкой моторики рук и пространственного мышления;
- воспитание интереса к интеллектуальному виду деятельности.
Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Обсуждение путей решения проблемы.
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
4. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
5. Самостоятельное применение полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности.
Методы: детского экспериментирования, проектов и моделирования проблемных ситуаций.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О человеке (его органах чувств).
В ходе организации исследовательской деятельности у детей формируются знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, о значении каждого из органов чувств в жизни человека, о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Развиваются зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные ощущения. Следующие дидактические игры помогут в этом педагогу
Органы чувств - наши помощники.
Звуки природы. Природа звука. (Развитие слуховых ощущений).
Пальчики - узнавальчики. (Развитие тактильных ощущений).
Сам себе парфюмер. (Развитие обонятельных ощущений).
Умный поваренок (Развитие вкусовых ощущений).
Радуга. (Развитие зрительных ощущений и представлений).
2. О природных явлениях (вода, воздух) и материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
Исследования в данной области помогут формировать у детей знания о свойствах воды, воздуха, природных ископаемых в жизни человека, их уникальности, значении, взаимосвязях природных объектов, а также необходимости бережного отношения к ним. Дети учатся узнавать материал, из которого изготовлен предмет по его свойствам и качествам. Развиваются навыки проведения лабораторных опытов, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Дети знакомятся с правилами безопасности при проведении экспериментов, основами экологии. Темы исследование: вода, ее состояния и свойства, песок и глина, свойства, применение. Интересны для ознакомления северное сияние и звуки природы, сила воздуха и волшебство магнетизма.
3. О мире растений.
Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними, научить выделять части растений, показать этапы роста растения, развивать наблюдательность, любознательность, помочь установить взаимосвязи живой и неживой природы. Выявить потребность растения в дыхании и питании; помочь понять, как происходит процесс дыхания и питания у растений. Возможно постановка следующих проблемных вопросов: Как просыпаются деревья? какие растения являются животными? существует ли "резиновое дерево? и т. д.
4. О животном мире.
На данном этапе происходит формирование знаний и представлений детей о диких и домашних животных и их детенышей, насекомых, их названиях, особенностей внешнего вида, жизненных потребностей (пища, жилище).
Помогают в организации исследовательской деятельности проблемные вопросы: почему белый медведь не мерзнет? где зимует паучок? почему муха не падает с потолка?
5. О физических явлениях (движение, сила трения, сила тяжести, кислотность, магнетизм, поверхностное натяжение, преломление света, отражение, электричество, инерция).
Познакомить детей с понятиями магнетизма, силы трения, притяжения, кислотности, поверхностного натяжения, преломления света, отражения, причинами возникновения этих явлений. Продемонстрировать опыты и эксперименты, наглядно показывающие данные явления, предоставить возможность самостоятельного или совместного экспериментирования. Познакомить с оптическими приборами (микроскоп, лупа, бинокль, их назначением, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Познакомить с термометром и принципом его работы. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Реализация программы предполагает также развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования, фантазирования, решения проблемных ситуаций. Упражнения и игры по теме «Краски», «Где правда, а где вымысел?», «Путешествие в сказку» направлены на развитие наглядно-действенного, причинного и эвристического мышления наблюдательности, сообразительности, любознательности, усидчивости, коммуникативных способностей.
Результаты использования данной технологии
В ходе реализации данной технологии дети овладеют некоторыми познавательными способностями : умением обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, ориентироваться в пространстве, уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё, прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, проявляет инициативу. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей. Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития :
- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:
- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Серия развивающих игр на магнитах :
- «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».
Настольный материал:
- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Конструкторы из различных материалов
Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Для родителей была подготовлена серия консультаций на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».
Был создан коллаж «Академик», ЛЭП-буки «Растения весной», «Арктика».
Исследования мира растений велись на огороде на подоконнике.
По результатам мониторинга были сделаны следующие выводы:
Высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.
У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Основные источники:
«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.
«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.
Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева, С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.