Вера Сигаева
Анализ работы по коррекционно-развивающей программе «Волшебный водопад»
▼ Скачать +Заказ
на период с 01.09.2017 года по 30.04.2018 года
В начале работы по коррекции и развитию мелкой моторики у группы обучающихся первого класса была проведена диагностика «Зоопарк». Детям предлагалось нарисовать животное, которое им нравится. Затем все рисунки склеивались в одну картину. Результаты данной диагностики показали, что многие дети неправильно держат карандаш, линии рисунка нечеткие, потому что дети рисовали со слабым нажимом. В связи с этим было принято решение работать с группой обучающихся первого класса по коррекционно-развивающей программе «Волшебный водопад».
Публикация «Анализ работы по коррекционно-развивающей программе „Волшебный водопад“» размещена в разделах
Целью программы является развитие мелкой моторики у детей 6-8 лет. Исходя из цели, в программе есть несколько задач:
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Научить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
• Развивать зрительно-моторные координации.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
Исходя из данных задач, в программу были включены упражнения не только на развитие силы, гибкости пальцев и кистей рук, но и пальчиковые, дыхательные гимнастики. Также в программу были включены упражнения с волшебными водопадом для релаксации детей.
В. А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться, успокаиваться.
Для целенаправленной коррекции и развития мелкой моторики в коррекционно-развивающей программе использовались упражнения с волшебным фонтаном. С помощью применения такой технологии у детей хорошо развиваются гибкость, сила пальцев и кистей рук. Также с помощью волшебного водопада можно легко справиться с эмоциональным и физическим напряжением. Такие упражнения использовались во время релаксации. Детям нужно было постоять под включенным водопадом, рассказывая впечатления от занятия и чувства, которыми он в данный момент наполнен. С помощью струек волшебного фонтана выполнялись релаксационные упражнения, в которых нужно было обвести контур пальцев, кистей рук. Это помогало детям через приятные тактильные ощущения расслабиться, успокоиться и справиться с мышечным напряжением.
Далее детям предлагались упражнения с усложнением первых заданий. Группа обучающихся первого класса училась плести сложные косички и завязывать узлы различной сложности на примере, который давал педагог-психолог. Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, а также ориентации в пространстве.
На данный период времени была проведена промежуточная диагностика «Зоопарк». Делая вывод из промежуточной диагностики, можно с точность сказать, что результат положительный. Наблюдая за процессом рисования, было видно, что дети научились правильно держать карандаш, линии рисунка стали более четкими, изображение животного было строго посередине листа.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах школы. Известно, что ни одну задачу по развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники образовательного процесса. При взаимодействии с родителями использовались различные памятки, регулярно проводились индивидуальные беседы.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы есть уверенность в том, что занятия с использованием волшебного водопада являются эффективным способом развития мелкой моторики рук. Ни смотря на то, что повторная диагностика дала только промежуточные результаты, можно с уверенностью сказать, что положительная динамика развития мелкой моторики у группы детей первого класса, наблюдается. Дети научились производить точные движения кистью и пальцами рук, правильно держать ручку. Они стали творчески активными, развивается пространственное мышление и фантазия.