Наталья Путилова
Родительские установки на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Активное отношение родителей к коррекционно-педагогическому процессу и организации преемственной деятельности детского сада и семьи — один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочери на логопеда и воспитателей группы не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых.
Публикация «Родительские установки на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» размещена в разделах
Особенно «чувствительны» к влиянию данных факторов дети с ОНР 5—7 лет. Нецеленаправленность или бессистемность работы родителей с их детьми приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей.
Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей, значительно способствует психологическому настрою ребёнка, повышению мотивации к занятиям. Особо следует отметить роль родителей в комплексе психолого - педаггических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребёнку; помощи в адаптации детского сада, оформлении тетради ребёнка и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях проводимых для родителей в д/с.
Для развития языковой способности на основе тех видов деятельности, которые интересуют детей и их родителей, возможна разная стратегия взаимодействия взрослых с дошкольниками. Например, родители с развитыми кинестетическими способностями( «деятели») могут комментировать события в жизни ребенка, этапы осуществления совместных действий, обыгрывать непроизвольные эмоцинальные возгласы неговорящего малыша, а в более старшем возрасте — накапливать словарь с помощью сочинения рифмованных строк; разучивать стихотворения, расхаживая по комнате; сочинять рассказы, перебирая камешки;родители с аудиалъным стилем обучения («контактеры») для создания мотивации у ребенка могут расспрашивать логопеда и воспитателей в его присутствии о том, как он себя вел, занимался, какие сегодня новости в группе, какие поделки мастерили дети и т. д. ; по дороге домой обсуждать выставки детских работ, праздники, конкурсы, предлагая что-нибудь смастерить для воспитанников группы; родители, обладающие зрительным стилем обучения («наблюдатели», могут чаще создавать проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности ребенка; переспрашивать, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответ; изучать новые лексические темы, зарисовывая на бумаге воображаемые путешествия семьи, сказочные приключения; учить способам запоминания речевой информации с помощью знаков и символов, схем, составления плана рассказа и т. д.
После определения ведущего стиля поведения родителей мы педагоги акцентируем их внимание на том, что у ребенка может быть другой стиль обучения, который необходимо учитывать в процессе организации развивающей среды и общения с ним. При этом подчеркивается значение создания речевой мотивации в процессе совместного общения, «опережающего одобрения» речевых попыток детей и роли фонетически, лексически, грамматически, стилистически правильной речи взрослых в присутствии дошкольников.
Для исправления речевых ошибок родителям следует придерживаться тактики переспроса ребенка, когда эхолалично повторяется его фраза, но с соблюдением всех языковых норм.
Таким образом, родители детей с ОНР должны взять на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.