МААМ-картинки

Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников

Татьяна Чибирева
Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников при реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Слайд 1. Содержание всех образовательных областей основной общеобразовательной программы детского сада предусматривает, согласно ФГОС ДО, всестороннее развитие игровой деятельности детей с учётом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

Публикация «Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Слайд 2. Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой каждый ребёнок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, осознаёт себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.

Слайд 3. Под гендером понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

Слайд 4. Компоненты гендерного воспитания :

Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей и правил поведения, предписанных в конкретном обществе. В связи с этим можно дать общую характеристику гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у мальчиков и у девочек уже в дошкольном детстве :

Мальчики: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам; предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.

Девочки: женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению; предпочитаемая область деятельности женщин – экспрессивная сфера (исполнительский и обслуживающий труд, так или иначе связанный с отношениями между людьми); женщины обладают такими качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, умение обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.

Слайд 5. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Проблема гендерных различий становится особенно актуальной на фоне господства в педагогике доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек.

К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая». Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности.

Слайд 6. Специфика игровой деятельности мальчиков и девочек

Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными и о всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами.

В играх мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес и ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.

Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, прячут и отыскивают и др.) В играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Игры мальчиков более действенны, чем у девочек. Они выбирают конструктор, строительный материал, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки.

Игры девочек более словесны. Девочки охотно играют в «Семью», «Дочки-матери», «Больницу», «Супермаркет», «Конкурс красоты» и т. д.

Мальчики добровольно и осмысленно принимают на себя мужские роли. Играют в «Автосервис», «Пожарные», «Такси», «Стройку» и др.

Иногда можно наблюдать как многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением : девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Методы работы педагога с учетом гендерного воспитания

Слайд 7. Современные исследования показали, что сюжетно-ролевые игры – оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «Поликлиника» и другие идеально подходят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. Воспитатели и родители с помощью гибкого распределения ролей могут деликатно корректировать те или иные негативные проявления в полоролевом поведении детей.

Проблемные ситуации с этическим содержанием: «как должен поступить мальчик, девочка», «кто прав, как поступить?»

Дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?», «Профессии»

Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций

Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?

Как необходимо вести себя мальчику (девочке, чтобы не случилось неприятностей?»

Например:

- Юля и Валя не поделили куклу.

Что может произойти, если никто не уступит?

Как исправить такое положение?

Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Например:

- У Тани день рождения. Ты:

А) даришь ей свой рисунок;

Б) поздравляешь её;

В) не обращаешь внимания;

Методика гендерного воспитания дошкольников должна включать систему педагогических ситуаций, которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие.

Слайд 8. Большое внимание необходимо уделять влиянию детской литература и телевидения.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т. п, как на пример, так и антипример для подражания.

Слайд 9. Наше дошкольное учреждение можно рассматривать, как целенаправленно организованную среду, которая является для ребенка моделью социума. Мы стараемся разнообразить игровую предметно-пространственную среду, чтобы создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, что помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Чтобы, начать играть в новую сюжетно-ролевую игру, мы с детьми и родителями читаем книги, просматриваем в интернете ту или иную профессию, изучаем какие предметы-помощники нам нужны для игры и совместно с родителями изготавливаем атрибуты для игры. Ведь современные игрушки промышленного производства находятся во власти рынка, который не считается с гендерными и индивидуальными запросами ребёнка. Действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, и игра быстро угасает. Детям больше нравится играть той игрушкой, которую они изготовили вместе с педагогами или родителями из любого подручного материала. Игрушки-самоделки длительное время побуждают к играм, так как не спешат расставаться с делом рук тех, кто им очень дорог, и долго находятся под впечатлением созданного.

Во время детских игр стараемся обращать внимание мальчиков на то, что они защитники, должны помогать девочкам, уступать им, заботиться о них, а девочкам в свою очередь подсказываем, что они нежные, хрупкие, миролюбивые.

Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми.

Слайд 10. В своей работе я использую данные рекомендации по организации сюжетных игр с учетом гендерного воспитания, привлекая к этой работе семью. Для организации сюжетных игр мы с детьми не только знакомимся с новой информацией об игре, но и готовим вместе с детьми и родителями новые атрибуты, которые обогащаю сюжет игры. При подготовке условий игры воспитатель обговаривает и уточняет выполнение игровых ролей, которые выполняют дети: «Ты выполняешь роль капитана, ты как мужчина должен быть мужественным, должен принимать решение, быть справедливым и смелым». «Ты в роли продавца должна быть доброжелательна, внимательна и вежлива, не забывай, что ты девочка».

Дифференцированная предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребёнка с учётом индивидуальных и гендерных интересов. Но и конечно надо работать в тесной взаимосвязи с семьей по вопросам гендерного воспитания.

Слайд 11. Семья – это главный социальный институт в развитии ребенка, поэтому первоначально процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи, родители, должны сделать так, что бы это становление было ясным, понятным, и конечно, безболезненным для малыша. Особо важна роль папы в воспитании мальчиков. Потому что главный аспект воспитания это пример.

Умный папа говорит своему сыну «Сначала мы заботимся о маме, потому что она женщина, потом о коте, потому что он зависит от нас, а потом уже о себе, потому что мы мужчины».

Литература:

И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. Играют девочки. – М., 2014

И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. Играют мальчики. – М., 2014

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей.

Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников «Я слышу - и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю» Японская пословица. Актуальность: занятия оригами позволяют детям удовлетворить.

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе посредством игровой деятельности .

Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.

Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Современная кукла Барби в игровой деятельности у дошкольниковСовременная кукла Барби в игровой деятельности у дошкольников Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Играя с куклой ребёнок включается в мир людей;в игре он отражает свой.

ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 09:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чибирева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД