Свелана Ефремова
ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования – необходимость использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. [1] Наибольший интерес вызывают мультимедийные ЭОР, позволяющие осуществлять полисенсорное воздействие, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию, так и слуховой (аудио записи) : учебных видеофильмов, звукозаписей, обучающих, развивающих и коррекционных программ (при этом самостоятельного доступа к таким ЭОР у дошкольников нет, отбор ресурсов и условия их применения определяются педагогами). Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.
Многие педагоги и психологи (Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. [3]
Необходимость широкого использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ прямо определяется требованиями к результатам реализации образовательных программ, определяемыми ФГОС ДО.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения в непосредственной образовательной деятельности значительно улучшается организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, что повышает ее качество, делает каждое занятие нетрадиционным, красочным, ярким и доступным для восприятия детей. В работе с детьми используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Особенностью применения ЭОР состоит в том, что педагог разрабатывает для каждого вида занятия определенный электронный материал и встраивает его в традиционную систему занятий. Презентации помогают детям при изучении нового материала, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений.
Например, при ознакомлении детей конкретными природными явлениями используют слайды с изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. ЭОР могут моделировать природные явления, которые практически невозможно показать ДОУ. Такое использование электронных образовательных ресурсов позволяет прививать детям навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать мышление. Например: рассматривание областей неживой природы (вода, воздух, лед и др.); живой природы (растения, животные, и экосистема лес); взаимодействие человека с природой.
В развитии речи, педагоги используют мультимедийные программы развивающего характера. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск», «Медиа Хауз», фирма «1С». Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая).
Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны можно использовать на занятиях DVD диски из серии «Чудо - малыш». Данные диски дополняют аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков можно проводить большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций [2].
Итак, применение электронных образовательных ресурсов в непосредственной образовательной деятельности является эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения, повышению познавательной мотивации в развитии старших дошкольников. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) –хороший помощник в подготовке педагога к занятиям.
Список используемой литературы и источников:
1. Авдеева С. М. Российская школа на пути к информационному обществу/ С. М. Авдеева // Вопросы образования. – 2005. – № 3. – С. 33–53.
2. Салихова З. М. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / З. М. Салихова, Ю. В. Минеева, Н. И. Левшина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/360/885 (дата обращения : 16.11.2014).
3. Тихомиров О. К. Психологические проблемы компьютеризации
/ О. К. Тихомиров // Вопросы философии. – 2006. – № 3. – С. 15–19.