Лучший педагог года

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Мария Кострова
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся в истории и практике подходом – «руководить игрой». Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии руководства к педагогическому сопровождению.

Публикация «Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Она включает в себя:

ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

рефлексию, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и выделить в ней игровые возможности;

инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:

Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников и учёт её результатов во взаимодействии с детьми в игре;

Наличие игровой позиции, сочетающая прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);

Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;

Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;

Создание современной предметно игровой среды (например, с использованием полифункционального игрового материала, результатов детской продуктивной деятельности).

Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;

К числу современных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;

организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;

создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: «играть - развивая, развивать - играя». Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.

Правильное, основанное на доверии и авторитете сопровождение играми – залог успешной организации детского коллектива. Игра дошкольников должна развиваться в специально созданных для этого условиях, предполагающих переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения. Для этого педагогам необходимо моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры располагаем в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.

И в заключении я бы хотела сказать слова Чарльза Диккенса:

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.»

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности в структурном подразделении «Детский сад» В настоящее время дошкольные учреждения работают по ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013.

Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления.

Пример согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося Я, ___ согласен (согласна) ФИО родителя (законного представителя) на психолого-педагогическое.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Психолого–педагогическое сопровождение гиперактивных детей в начальной школе Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 3 октября 2016 в 17:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кострова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД