Марина Чаюк
Значение художественной литературы в развитии речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие любви к ней и любознательности – важнейшая задача в воспитании детей, наиболее значимая для детей с нарушениями в речи.
Известно, что в дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания.
Публикация «Значение художественной литературы в развитии речи детей,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Читательские интересы старшего дошкольника разнообразны: им нравятся книги о животных (Л. Толстой «Лев и собачка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и т. д.); рассказы о детях, их поступках, переживаниях (Л. Толстой «Косточка», А. Гайдар «Чук и Гек» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский и др.); популярны у детей считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки, русские народные сказки полные чудесного смысла, противостояния добра и зла.
Художественную литературу необходимо подбирать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей (рекомендации по хрестоматии).
В возрасте 6 лет ребенок способен слушать чтение в течение 25-30 минут и в течение получаса рассматривать книгу самостоятельно. Читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать родители в выходные дни или в дни, когда ребенок не посещает детский сад, можно взять за традицию ежедневное чтение ребенку перед сном.
Дети очень любят, когда им читают вслух. Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, четко выговаривать слова, соблюдать паузы.
После чтения необходимо побеседовать с детьми. Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и развивается художественное восприятие. Необходимо учить детей давать полные и подробные ответы.
Беседуя по прочитанному, вопросы желательно задавать ребенку такие, которые требуют размышлений и доказательств.
Во время чтения атмосфера должна быть не принужденной, доброжелательной. Задача взрослого разбудить в ребенке желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное. Если ребенок способен внимательно слушать текст и отвечать на поставленные вопросы, значит, его речь будет развиваться нормально.
Обязательно рассматривайте с детьми иллюстрации к произведению.
Иллюстрации к литературному произведению – одно из средств, воспитывающих у детей любовь к книге, интерес к рисункам. Веселые иллюстрации – способствуют воспитанию эмоций у ребенка. Предложите детям вообразить себя художниками - иллюстраторами, пусть нарисуют запомнившегося героя или понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения. Дети данного возраста способны не только перевоплощаться, драматизировать отрывки, содержащие диалоги, но и контролировать собственную речь (говорить от лица героя). Это способствует творческому развитию детей.
В списках литературы много замечательных стихотворений. Чтение стихотворений направлено на совершенствование художественно – речевых навыков детей (интонация, жест, мимика). За ребенком остается право выбора стихотворения для заучивания. Ловкость, с которой дети запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Они запоминают все яркое, красивое, необычное, привлекающее, запоминают непроизвольно. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти.
Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок сам ставит перед собой цель запомнить и выполнить, воспроизвести, рассказать, объяснить. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять – это залог успешного развития не только речи, но и других способностей. Ему надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания.
Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации к школе, учебной деятельности, постоянным умственным нагрузкам. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведение художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и последующему развитию речи.
Кроме всего того, что мы говорили о значении художественной литературы в речевом развитии, стоит сказать, что литературный язык является образцом для подражания, и чем больше ребенку читают, тем правильнее он говорит.