МААМ-картинки

Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей

Алия Инсановна Шагвалиева
Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы

Человек-дитя природы, и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек часто забывает об этом, иногда позволяет себе относится к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает нам, но ведь не беспредельно. И чем раньше каждый из нас поймет это, тем крепче, здоровье и счастливее мы будем. Мы находимся среди Природы-Природы с большой буквы. Природа-это все что нас окружает: воздух, вода, хлеб… Но иногда поражаешься тому, насколько мы невежественны в вопросах экологии и природопользования.

Публикация «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей» размещена в разделах

Поэтому большую роль в экологическом образовании дошкольников должны играть мы, воспитатели, хотя, к сожалению, наши дети имеют ограниченные возможности для общения с природой. В то же время экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которым наши дети сталкиваются в повседневной жизни.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; обогащает их представление, учит выделять закономерности природных явлений. В процессе познавания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладывается основы экологического сознания, то есть понимание связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Мы старались подбирать доступные произведения для детского понимания. Мы всегда помним, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу, важно побеседовать о прочитанном, что бы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий.

Мы не читаем детям большие рассказы с подробными описаниями природы, а читаем им небольшие стихи, потешки, описательные загадки, короткие истории. Дети с увлечением отгадывают загадки, заполняют пословицы и поговорки. Старались сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиях, посильным трудом в природе.

В начале осени мы провели беседу о деревьях с целью выяснения представления детей об этих растениях, их отношения к ним. Для этого мы использовали следующие вопросы:

• Чем деревья отличаются от других растений?

• Какие деревья вы знаете?

• Деревья-живые или нет? Почему вы так считаете?

• Как вы думаете, для чего сажают деревья в городе?

• Помогают ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?

• Давайте представим, что деревья вдруг исчезли в нашем городе, возле нашего детского сада. Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни?

Затем провели экскурсию по территории д/с, обратив внимание на деревья, их разнообразие, красоту, особенности внешнего вида, сходство, различие во вешнем облике, подчеркнув, что у деревьев, в отличие от кустарников, один ствол, покрытый корой.

После этого дети выбирали дерево, которое им нравится. Конечно, больше всего им нравится береза, но многие назвали каштан, тополь, рябину, иву, яблоню, ель, клен.

На занятии по рисованию было предложено нарисовать свое любимое дерево и придумать ему имя с учетом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» объекта: красавица, белянка (береза, ежик (ель, невеста (яблоня).

В последующих занятиях детям было предложено подумать и обсудить, что нужно их дереву для жизни, без чего оно не может прожить? Общими усилиями мы закладываем у детей представление о взаимосвязи дерева (растения) с объектами живой и не живой природы (воздух, вода, свет, тепло, почва, почвенные животные, птицы, пчелы и т. д.). У детей формируется представление о том, что живой организм не может жить сам по себе, он обитает в определенной среде и его жизнь зависит от многих факторов:

1. Солнце - свет. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Одни деревья очень любят свет (сосна, другие могут расти в тени (ель).

2. Свет - тепло. Разные деревья по-разному относятся к теплу. Одни из них выдерживают холод, другие могут жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, дерево может погибнуть, замерзнуть.

3. Вода – деревья пьют воду, как и люди. От чрезмерного полива некоторые деревья гибнут так же, как и от недостатка влаги. Воду дерево получает с дождем, с талой водой весной, «пьет» из земли – почвы. Кроме дождей бывают и другие типы осадков – снег, иней, роса, град, талая вода.

4. Воздух – деревья, как и люди, должны дышать. Они дышат через маленькие отверстия на листьях, которые мы не видим, так как они очень маленькие. Деревьям, как и нам, нужен чистый воздух.

5. Птицы – их роль в жизни разных деревьев разная, они поедают различных насекомых, живущих на дереве, переносят семена деревьев.

6. Ветер – у некоторых деревьев (ель, сосна) переносит пыльцу, а также распространяет их семена (ель, береза, клен, тополь, липа).

7. Пчелы, шмели, бабочки – эти насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их.

8. Дождевые черви – участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для роста растений, в том числе и деревьев.

Хочется предложить стихи, рассказы, детские игры, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, которые очень любят дети.

«Клен»

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с клена полетели.

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.

«Ива» - «Золотистые барашки».

Весна еще не сшила лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила кудрявые барашки.

Барашки золотые бегут по тонким веткам

Веселые, живые, как маленькие детки.

Иву остроумную в народе называют вербой, она у нас на Руси из всех деревьев распускается первой, поэтому и несут люди в храмы за неделю до Пасхи веточки вербы, чтобы выразить свою радость, а праздник получил название «Вербное Воскресенье». Народная примета: Когда верба зацветает, пора пчел выносить на посеку.

«Рябина»

Осень грустит у речных берегов.

Осень подарит рябинам кораллы-

Гроздья зардеются пламенем алым,

Осень касается веток рукой-

Льются с небес тишина и покой.

Рябина – высокое, стройное дерево – оно растет не только в лесу, но и в парках, садах, хорошо рябина себя чувствует в лесной тени и на открытых местах, привычна она и к русским морозам. Много рябины и на территории нашего д/с - она радует нас своими белыми пышными соцветиями весной и огненными кистями осенью. Приметы народные: Зацвела рябина – наступит тепло; поздний расцвет рябины к долгой осени.

«Яблоня»

День сегодня яркий – солнце и прохлада.

Мы корзину яблок принесли из сада.

И грушовка, и ране – слаще этих яблок нет.

Одни сорта яблок созревают в августе, другие в начале осени. В народе говорят: «Месяц август яблоками пропах».

Издавна на Руси отмечали веселый праздник Яблочный Спас. Говорили: «Пришел Спас – всему час». В этот день снимали с яблонь созревшие плоды, освещали их в храмах, а потом угощали друг друга яблоками. До Яблочного Спаса строго-настрого запрещалось рвать яблоки с деревьев.

«Ель»

Новогодние деньки! Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки на пушистой елке.

Шар качнулся расписной, бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной от смолистой ели.

Ели – высокие могучие деревья. Они достигают 10 м. высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго - 500-600 лет.

«Черемуха»

Черемухою пахло майской.

От лепестков её река была белее молока,

И заливался песней райской

В душистом облачке ветвей,

Как невидимка, соловей.

Запах черемухи, сильный и дурманящий, отгоняет от дерева мух, комаров, убивает многих вредных микробов. Кору черемухи никогда не облизывают зайцы. Звери знают, что она ядовита. С цветением черемухи связано немало примет. Люди давно заметили, что когда зацветает черемуха, наступает похолодание, а если дерево сверху донизу усыпано цветами, то лето будет прохладным и дождливым. А если урожай на черемуху, так будет урожай и на рожь. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплое. Почки черемухи лопнули, весна в полной силе. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

Экологическое воспитание детей – каждодневная, ежечасная работа с детьми и об этом можно говорить бесконечно, просто хочется еще остановиться на том, какие загадки мы загадываем детям, в какие детские игры играем, какие пословицы и поговорки разучиваем.

Например: Прилетают в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягоды клюют.

(Рябина)

Весною кудри завила

Нежные, пушистые.

И стоит белым – бела

…. (Черемуха) душистая.

Весной роняет слезы белая …. (береза)

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая. (Липа)

В каждый дом под Новый Год

Это дерево придет.

Зеленое и колкое оно зовется ….(елкою).

Очень нравится детям играть в детские игры:

1. «Какие плоды на каком дереве растут?» Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на ….(дубе).

Яблоки растут на ….(яблоне).

Шишки растут на (ели и сосне)

Грозди рябины растут на (рябине).

2. «Какой лист? Какие плоды?» Нужно закончить словосочетание:

Лист березы – березовый;

Лист дуба – дубовый;

Лист липы – липовый;

Лист осины – осиновый;

Лист клена – кленовый;

Лист ивы – ивовый;

Лист тополя – тополиный;

Шишки сосны – сосновые;

Шишки ели – еловые;

Ягоды рябины – рябиновые.

3. Детские игры «Четвертый лишний». Нужно выделить лишнее слово, объясняя свой выбор:

Клен, рябина, ель, тюльпан;

Береза, дуб, шиповник, тополь;

Яблоня, смородина, черемуха, рябина;

Осина, липа, дуб, ель;

Сосна, тополь, рябина, ива;

Липа, осина, клен, яблоня.

Пословицы и поговорки

Почему в народе говорится:

• Дерево скоро садят, но не скоро с него плоды едят.

• Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

• Дерево удержится корнями, а человек – друзьями.

• Ель да береза, чем не дрова? Хлеб да вода, чем не еда?

• Где дубняк, там и березняк.

• Нет рябины – осень не осень.

• Где вода – там и верба. Где верба – там и вода

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

В заключении хочется сказать, что экологическое воспитание детей в детском саду ведется комплексно, то есть не только воспитателем, который, правда является главным действующим лицом, но и педагогом, который обучает нас методике работы, помогает в составлении перспективного плана и консультирует в течение года, а так же муз. руководителям – подбирает песни, танцы, муз. произведения, связанные с природой; инструктором по физо – проводит на занятиях, во время прогулок подвижные игры, участвует в проведении экскурсий. Ну и, конечно, на занятиях по изо, помогает детям создавать «портреты» деревьев в разное время года.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы. Консультация для воспитателей В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей. В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей
Опубликовано: 3 мая 2015 в 23:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей» (включая файлы) размещена пользователем Алия Инсановна Шагвалиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД