ЕКАТЕРИНА ГАЛКИНА
Основы личностно-ориентированных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА»
Выступление на семинаре-практикуме
"Основы личностно - ориентированных технологий"
на тему:
«Методы и приемы личностно- ориентированных технологий»
Воспитатель: Галкина Е. Ю.
г. Клин.
2019 г.
Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым средствам и методам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Публикация «Основы личностно-ориентированных технологий» размещена в разделах
Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.
В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К таким технологиям относят Педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили и др. Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Существуют несколько методов и приёмов
- игровые и рефлексивные методы и приёмы;
Игровым личностно-ориентированным методом является : социо - игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния (по Т. А. Онапа) целью является установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
- метод педагогической поддержки;
Педагогическая поддержка — это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем, которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в учении, труде, общении, образе жизни.
- создание ситуаций успеха;
Создание ситуации успеха — это атмосфера доброжелательности, снятие страха - авансирование перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех, значит объявить о положительных результатах до того, как они будут получены (у вас все получится, вы большие молодцы).
- методы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора
Важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ребенка — создание ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, а в том, что он как индивидуальность формируется в процессе свободного выбора жизненного пути в определённых условиях.
Основной формой взаимодействия является совместная деятельность. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, что является необходимым условием для обучения и воспитания детей.
Персонально- личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы. И. С. Зимина, А. С. Белкин, Е. В. Закирова, Е. Е. Новожилова, В. И. Яковлев разработали следующие приемы персонально- личностного подхода : «Эмоциональное поглаживание, эмоциональное обволакивание»; «Гейша»; «Расклад»; «Заражение»; «Отвлечение. ; «Все вместе»; «Гордость», «Подарки», «День прошел»
Перечисленные приемы персонально -личностного подхода могут дополняться, сочетаться между собой. Использование их на практике позволит эффективно реализовывать задачи воспитания и обучения дошкольников.
Приемы: «Расклад», «Заражение», «Подарки», «Эмоциональное поглаживание и обволакивание», «Гейша», «День прошел»
• прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
• прием «День прошел» - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
• прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т. д.
• прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
• прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
• прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
• прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
• прием «Гейша» заключает в себе «способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых»;
• прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
• прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
ПРИМЕР использования приемов:
Воспитатель обращает внимание детей на кукол-персонажей.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это Вова и Люба. Давайте с ними поздороваемся. Вова и Люба тоже хотят с вами подружиться, поэтому они решили рассказать нам случаи из своей жизни. Хотите послушать?»
Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и «Рукодельница» и беседует по содержанию.
Далее воспитатель предлагает детям перечислить различные добрые качества, которые необходимы мальчикам и девочкам в жизни.
Воспитатель: «Ребята, вот мы сказали, что мальчики должны быть справедливыми, благородными, а девочки – добрыми и терпеливыми. А какими еще качествами должны обладать мальчики и девочки? Давайте мы с вами соберем шкатулку, в которую поместим те черты характера, которые помогают мальчикам и девочкам в жизни».
Дети поочередно называют качества, присущие мальчикам или девочкам. За каждое новое качество ребенок получает флажок, который помещается в шкатулку.
Воспитатель: «Смотрите, как много качеств вы назвали! Наши новые друзья Вова и Люба и не подозревали, что есть столько разных качеств, которыми обладают мальчики и девочки. Ребята, а как часто вы пользуетесь этими качествами? Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям свои истории».
Дети по очереди подходят к воспитателю, рассказывают свои истории, делясь со всеми своими ощущениями, которые они испытывали, когда совершали хороший поступок.
Воспитатель: «Какие вы молодцы! Все наши мальчики (перечисляет всех мальчиков по имени) настоящие рыцари (помогают, защищают) и мастера своего дела. А все наши девочки (перечисляет всех девочек по имени) настоящие мастерицы и рукодельницы, маленькие принцессы. Я очень рада, что среди вас не оказалось хулиганов и не умех.
Здесь использованы психолого-педагогические приемы «Расклад», «Гейша», воспитатель в конце занятия выражает свою уверенность в том, что среди детей нет хулиганов и не умех, внушает каждому ребенку, что он особенный. Используя приемы «Заражение» и «День прошел», воспитатель побуждает детей вспомнить свои поступки, стимулируя их к осмыслению определенной ситуации, «заражает», передает детям положительные эмоциональные состояния, которые дети испытывают, совершая хорошие поступки. Также применяются приемы «Подарки» и «Эмоциональное поглаживание и обволакивание». Несмотря на то, что подарки детям не дарят, они получают возможность понять, что здесь каждого из них любят, принимают и ценят.