Надежда Емелина
«Юные экономисты». Открытое занятие с детьми старшей и подготовительной к школе группах
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие с детьми старшей и подготовительной к школе группы
Воспитатель – Емелина Надежда Николаевна
Музыкальное оформление –
Татьяна Сергеевна Князева
САЛГАНЫ 2023
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: групповая
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
1. Организация. Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои дети!
Я очень рада вас видеть, и я готова с вами общаться! А вы?
Сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
(Музыка релакс)
Воспитатель: Мы возьмемся за руки, закроем глаза, глубоко вдохнем, с удовольствием выдохнем и передадим друг другу свое хорошее настроение.
(Под музыку)
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Я попрошу вас присесть.
Наше занятие сегодня называется «По ступенькам финансовой грамотности»
Что такое финансы и финансовая грамотность мы знаем, правда?
Кто напомнит всем что это такое?
(финансы – это деньги, а финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться финансами, то есть деньгами)
Правильно, я могу сделать вывод, что вы уже имеете некоторые знания по этому вопросу и с удовольствием констатирую, что вы стоите уже не на первой ступеньке финансовой грамотности, а гораздо выше.
С каждым занятием, мы будем подниматься и подниматься!
Мы будем узнавать все больше и больше!
Помните, человеку всегда нужно стремиться к совершенству!
- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется
«Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня наше занятие мы посвятим именно этому. Мы будем учиться думать, как правильно тратить деньги.
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство.
Давайте все вместе произнесем это слово!
ЭКОМОМИКА
Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
А что значит быть экономным?
Ответы детей.
(Экономный человек – умеющий правильно тратить деньги, рационально использовать финансы)
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в нашу школу «ЭКОНОМИКИ».
Там сегодня мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.
(Звучит космическая музыка)
- Открываем глаза. Вот мы и в школе.
2. Основная часть.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Что вы можете мне сказать по этому поводу? Какие у вас соображения?
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру
«Для чего нам нужны деньги?».
Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы. Сейчас я вас приглашаю вот за этот стол.
Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
(Бабушки, дедушки, сестры, братья)
Ответы детей
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семью деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. Как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Посмотрите на картинки. Определите, доход или расход семьи здесь изображен.
Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.
У вас у каждого есть своя копилка – это ваш БЮДЖЕТ.
Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 5 рублей. Мама зарабатывает 2 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число.
(Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10).
Второе Практическое задание.
(Дети выбирают конверт с заданиями)
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.
2–й вариант. Детям надо выбрать карточки товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей в сопровождении комментариев воспитателя.
(дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена.
- А это что такое? (СТАРИННАЯ МОНЕТА)
Это тоже денежка, только очень старинная, которой очень много лет. Денежка эта российская, но такой в обороте уже давно-давно нет)
Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию.
Напомните, пожалуйста, Правило – как надо вести себя в лаборатории? (Нужно встать так, чтобы было удобно всем)
Зачем мы пришли сюда?
(чтобы узнать, что удобней монеты или купюры)
Как настоящие исследователи, мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы детей
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте.
ВЫВОД: плюс монетке.
3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Давайте положим эти два экспериментальных материала на весы.
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Физминутка под музыку.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Третье Практическое задание. «Найди российские деньги».
Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Сначала рассмотрите товар, определите, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете?
(Два яблока красное яблоко 3 рубля, зелёное 2)
(Краски – 5 рублей, 4 рубля)
(Мыло – 3 рубля, 1 рубль)
(Мяч – 6 рублей, 3 рубля)
(Тетрадь – 2 рубля, 1 рубль)
Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену?
Почему?
Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не допускать очень сильный напор воды, не ломать игрушки, не рвать книги).
(Работа с лепбуком)
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу. Беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
3. Итог. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, я вас попрошу снова передавать мою копилку, но на этот раз со словами о том, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего! Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…» (под музыку)
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.
Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки и под музыку раскладываю каждому в копилку)
В ваши копилки я каждому положу вот такую монетку. Она шоколадная. Вы знаете, волшебное действие шоколада?
Шоколад поднимает настроение!
Я очень хочу, чтобы у нас всегда было хорошее настроение!
Большое спасибо вам сегодня за работу!
Вы лучшие на свете дети!
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты, доска с картой куда будут дети вносить результаты опытов, мел, тарелка с водой, кошелёк, железные монеты, бумажные купюры (не настоящие). Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50, 100,200, 500 рублей; монеты: 5, 10, 2, 1… рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами. Столы и стулья –по количеству детей.