Быченкова Екатерина
Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Публикация «Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Одним из направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
В детском саду образовательная область художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
В начальной школе предметная область по художественно – эстетическому развитию – это искусство, она включают в себя конкретные учебные предметы (изобразительное искусство и музыка).
Таким образом, как в детском саду, так и в школе осуществляется преемственность и интеграция деятельности сотрудников детского сада и школы в том, что сформированные навыки в дошкольном учреждении, становятся тем фундаментом, на который в начальных классах опирается учитель.
Мы все прекрасно понимаем, что у педагогов детского сада очень сложная и трудоёмкая работа по развитию предпосылок и основ для успешного обучения в школе. От того как мы построим свой педагогический процесс, будет зависеть успех ребёнка.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Они содержат разнообразный материал, пособия, игры. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим условием реализации системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: организованная деятельность; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей.
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Мы вовлекаем семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением, используя при этом различные приемы и формы: это организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
Большинство детей продолжают занятия в детской художественной школе, музыкальной школе, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Дошкольники ходят на экскурсию в школу, посещают различные выставки. Частые и желанные гости наши выпускники-школьники.
Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисования, лепки, аппликации, изобразительного искусства) в содержании образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.
Таким образом, решить проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни, возможно лишь в случае единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с помощью художественного, музыкально-эстетического творчества влиять на формирование универсальных учебных действий, но не просто учить малышей лепить, рисовать, вырезать, а осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок»
Быченкова Екатерина Сергеевна