Анастасия Волошина
Методические условия преемственности между начальной и средней школой
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой»
Проблема преемственности начального общего образования и основного общего образования всегда актуальна. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, условиям деятельности, положению в обществе, взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, с учителями.
Публикация «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, причем не предметных, а личностных. Приоритетная цель - развить у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Т. е. научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУДв начальной школе, а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.
Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения.
Какие же результаты должны быть достигнуты обучающимися, освоившими основную образовательную программу НОО? Портрет выпускника начальной школы, описанный в стандарте, предполагает:
1. Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование).
2. Метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные, регулятивные).
3. Предметные результаты (опыт деятельности по получению новых знаний, их преобразования и применения).
Формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий.
Воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой саморегуляции.
В зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся при освоении образовательной программы «Выпускник» должен научиться:
• любить свой народ, свой край и свою Родину;
• уважать и принимать ценности семьи и общества;
• быть любознательным, активным и заинтересованным;
• владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
• быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
• обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
И, тем не менее, достижение этих результатов, не избавляет учащихся от трудностей при переходе в среднее звено.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения : дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. Встает проблема адаптация к новым учителям. В 5-м классе количество предметов и соответственно учителей увеличивается и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у детей. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Чтобы сократить переходный период и смягчить негативные факторы педагогический коллектив должен разработать совместные методические условия, реализующие преемственность.
Работа по обеспечению таких условий должна начинаться как можно раньше.
Важна заинтересованность педагогов среднего звена не тогда, когда уже "взяли", а "до". Мнение, что начальная школа "готовит продукт" для дальнейшей работы предметников ошибочно. Учителям-предметникам с этим "продуктом" работать, а значит, они должны быть в нём заинтересованы не меньше.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
1. Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.
2. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, а будущими классными руководителями - внеклассных мероприятий в начальной школе.
3. Совместное изучение, анализ и корректировка учебных программ: учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена - программу начального звена.
4. Учителя начальной школы должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивать свою программу «на опережение» изучаемого материала.
5. Посещение уроков учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.
6. Изучение учителями среднего звена методики обучения конкретного учителя начальной школы, системы работы, форм и методов организации учебной деятельности, стиля общения и т. п
7. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Это единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание уделять выставлению отметок, чтобы избежать резкого снижения, успеваемости.
В начальную школу дети приходят с разными возможностями.
Упор делается на развитие личных достижений ученика, поддерживают любые мало - мальские стремления и усилия ребенка. Проводится большая индивидуальная работа. А учителя средней школы рассматривают детей в основном относительно успешности класса.
8. Проведение срезовых и диагностических работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
9. Проведение общих родительских собраний. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками
10. Изучение уровня работоспособности (через наблюдение, пробные уроки).
11. Совместная внеклассная работа и работа с родителями.
Оказание помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Такая работа по преемственности позволит сделать этап перехода из начального звена в среднее безболезненным, сохраняя при этом результаты обученности,
Внедрение данной модели в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.