Приложение МААМ

«Осенние фантазии». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, старшая группа, для детей 5–6 лет

Юлия Ломакина
«Осенние фантазии». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, старшая группа, для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция областей:

- познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, миром природы);

- речевое развитие (расширение активного и активизация пассивного словаря, чтение стихотворений об осени, использование в речи полных ответов и сложноподчиненных предложений);

- художественно- эстетическое развитие (приобщение к художественной литературе, знакомство с картинами известных русских пейзажистов, классическими музыкальными произведениями);

Публикация «„Осенние фантазии“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, старшая группа, для детей 5–6 лет» размещена в разделах

- физическое развитие (снятие физических нагрузок посредством проведения физкультминуток и проведения дидактических и речевых игр с использованием элементов малой физической активности).

Виды детской деятельности:

- познавательно- исследовательская (с постановкой проблемной задачи и последующего ее совместного решения);

- игровая;

- коммуникативная;

- художественно- эстетическая.

Цель:

- систематизировать знания детей в области сезонных изменений в осенний период (погода, изменения в жизни людей, растений, животных).

Задачи:

обучающие – расширять представления об осенних изменениях в природе, в жизни человека, животных и растений;

развивающие - совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и миром природы;

- развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;

- развивать творческое воображение в работе над созданием образа осени посредством художественного слова;

воспитательные - воспитывать гуманное и бережное отношение к природе;

эстетическое отношение к окружающей действительности, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение внимательно слушать и отвечать, не перебивая собеседника.

Оборудование:

- компьютерное оборудование и презентация с музыкальным сопровождением к занятию, презентация содержит аудиозаписи произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», репродукции картин художников Левитана И. И. и Шишкина И. И. ;

- листья дуба, березы и клена (изготовленные детьми на занятии по аппликации из цветной бумаги);

- рисунок «Что перепутал художник?» (для Незнайки,

- схема для угадывания животных.

Предварительная работа: изготовление осенних листьев из бумаги и картона, наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов сюжетных картин и иллюстраций «Осень», «Деревья и кустарники», «Птицы», «Дикие животные», познавательные беседы «Жизнь диких животных и птиц в осенний период», муляжей «Грибы: съедобные и несъедобные», чтение стихотворений и рассказов по осенней тематике.

Планируемые результаты:

Закрепление и углубление знаний детей об осени (погодные явления, жизнь людей, животных и птиц, жизнь растений)

Ход занятия:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

— Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте дети! Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Давайте его вместе прочитаем? (Читает письмо)

«Здравствуйте, дети! Я – Волшебница… А имя мое угадайте…

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает -

Когда это бывает? (Осенью)

Слайд 1 (с музыкой)

Я приглашаю Вас отправиться в путешествие, в котором вас ждет неожиданная встреча со сказочным героем. Для того, чтобы начать путешествие вам необходимо отыскать мяч. Мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Воспитатель осматривает группу.

Воспитатель: - Дети, кто видит мяч? Ах, вот он. (Находит мяч под деревом) Да, наверное, это тот самый мяч, мяч волшебницы Осени. Он нам поможет разобраться в осенних приметах. Для этого встанем в круг. Расскажите, по каким признакам мы узнаем осень? (Дети называют признаки осени. После того, как дети скажут, что осенью растут грибы, воспитатель обращает внимание детей на экран). Посмотрите на изображения грибов, кто мне подскажет, какие из них съедобные?

Игра «Съедобное несъедобное»

Слайд 2 (грибы)

Сюрпризный момент.

Входит Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте, дети! Узнали меня? А кто не узнал, отгадайте мою загадку и сразу догадаетесь.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … (Незнайка)

Я хочу, чтобы вы мне помогли понять, что же такое осень?

Воспитатель: - Ну, что поможем Незнайке? Что это у тебя в руках? Да, я просила Незнайку нарисовать картинку про осень для нашей выставки и вот, что он нарисовал! Посмотрите на слайде поближе, кому не видно.

Незнайка: - А что? Очень даже красиво! Я всё так очаровательно нарисовал. Сам не налюбуюсь!

Воспитатель: - Да, конечно Незнайка, ты очень постарался, молодец! Но где, же здесь осень?

Незнайка: - Да, вы же на нее смотрите!

Слайд 3

Воспитатель: - Но я не вижу тут осени. Ох, Незнайка, видно ты совсем не знаешь, что такое осень и какие у нее приметы. Сейчас с ребятами мы тебе поможем их назвать! Посмотри, Незнайка, что у меня в руках? Этот мяч прокатился по осенним тропинкам и собрал все осенние приметы, поэтому он такой яркий, разноцветный, как сама осень. Давайте, все вместе с ним поиграем?

Воспитатель: - Мяч подскакивает вверх, кто подпрыгнет выше всех? (Дети прыгают) Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал…

А теперь внимательно вместе с Незнайкой рассмотрим его картину. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети: - Осенью птицы не вьют гнёзд и не высиживают птенцов. Поздней осенью не летают бабочки. Осенью не цветут ромашки. Осенью дети не раздеваются и не загорают.

Воспитатель: - Вы нашли все ошибки, которые допустил Незнайка. Он еще маленький и многого не знает. Осенью листья на рябине красные. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

Слайд 4

Дидактическая игра «Подбери слово»

Воспитатель задает вопросы и бросает мяч по очереди каждому ребенку.

Осень, она какая? (Примерные ответы детей : чудесная, печальная, хмурая, запасливая, богатая, золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, ранняя, поздняя, холодная, унылая.)

Небо осенью какое? (хмурое, серое, унылое).

Дождь осенью какой?.

Листья осенью какие?.

Дни осенью становятся короче или длиннее?

Осенью погода чаще всего солнечная или пасмурная?

Осенью листья что делают? (краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат).

Осенью дождь (что делает)

Осенью птицы (что делают…

Как называют погоду, если идет дождь? (дождливая).

Воспитатель добивается от детей полных ответов.

Воспитатель: - Дети, все вы знаете, что осенью часто дует холодный ветер. Сегодня он залетел к нам в группу и разбросал красивые осенние листья. Давайте на минуту представим, что мы с вами осенние листья (Воспитатель разбрасывает на ковре листья)

Слайд 5

Физкультминутка.

Осень входит в лес дремучий,

Машет желной кистью.

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья.

И они, забывши ветви,

Кружат по поляне.

Осень встала на опушке

В красном сарафане.

Воспитатель: - Как много на ковре листочков. Сейчас каждый возьмёт по одному листочку от какого-нибудь дерева. Посмотрите, какие красивые листья мы собрали. Они все такие разные. Интересно, а угадает Незнайка, от каких деревьев наши листочки, как выглядят эти деревья и чем они отличаются друг от друга и от других деревьев? Давайте проверим и поиграем с ними в игру.

Игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель: Сейчас на экране появится дерево. Вы должны его назвать поднять вверх лист от этого дерева.

(На слайде появляется изображение дуба, те дети у кого листочек дуба поднимают его вверх и называют с какого дерева листочек)

Слайды 6

(На слайде появляется изображение дуба и трех листочков, дети называют, где находится дубовый листочек)

Слайд 7

(На слайде появляется изображение березы, те дети у кого березовый листочек поднимают его вверх и называют с какого дерева листочек)

Слайд 8

(На слайде появляется изображение березы и трех листочков, дети называют, где находится березовый листочек)

Слайд 9

(На слайде появляется изображение клена, те дети у кого кленовый листочек поднимают его вверх и называют с какого дерева листочек)

Слайд 10

(На слайде появляется изображение клена и трех листочков, дети называют, где находится кленовый листочек)

Слайд 11

Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с заданием. Как быстро и точно определили деревья. А ты, Незнайка, запомнил, что такое осень?

Незнайка: - Да! Осень - это много разноцветных листьев!

Воспитатель: - А ещё что?

Незнайка: - Не помню.

Воспитатель: - Кто подскажет Незнайке названия осенних месяцев? (Это сентябрь, октябрь и ноябрь) Сентябрь лето проводил, октябрь листья все позолотил, ноябрь зиму встретил.

Слайд 12 (осень ранняя, без музыки)

Воспитатель: - Дети, а давайте возьмем Незнайку в воображаемое путешествие по осенним месяцам, чтобы он их запомнил.

Помогут нам путешествовать осенние листья (звучит музыка)

Слайд 12 (с музыкой)

Воспитатель:

- Закружились листья, закружились…

В сентябре мы с ними очутились.

Сентябрь. Представьте, что мы в сентябре. Чем отличается этот месяц? Назовите его особые приметы. (В сентябре бывает солнечно и тепло; люди собирают урожай яблок, овощей, орехов, грибов, рябины; завершается уборка хлеба; расцветают осенние цветы) Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)

Воспитатель: - Дети, хотите поиграть ещё в одну игру? Тогда посмотрите на картинки и скажите, что здесь лишнее и объясните почему? (На экране демонстрируются картинка с овощами и фруктами)

Слайд 13 (овощи и фрукты)

Проводится игра «Что здесь лишнее и почему?»

Воспитатель: - Правильно. Вы были очень внимательными.

А теперь отправляемся на встречу с октябрем.

Закружились листья, закружились…

В октябре мы с ними очутились.

Слайд 14 (осень золотая, с музыкой)

Воспитатель: - Какая осень в октябре? Какие приметы характерны для октября месяца? (В октябре листья на деревьях пожелтели, звери заканчивают подготовку к зиме, часто идет дождь, становится грязно и холодно, птицы собираются в стаи, вянет трава и цветы.)

Воспитатель: - А ещё осень в октябре называют золотой. И поэты часто посвящают этому времени года свои стихи. Кто желает рассказать своё любимое стихотворение об осени (чтение стихотворения детьми по желанию).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин)

Воспитатель: - Дети, кто мне ответит, что значит унылая пора? (грустное время, очей очарованье (красота, от которой не отвести глаз, увяданье (время, когда вянут листья, цветы, трава). Как вы понимаете строки «В багрец и золото одетые леса…». (Листья деревьев раскрашены в самые яркие цвета. Багрец – это красная ткань. Эти строки отражают красоту осени, говорят о том, что лес сказочно красив). Поэтому середину осени еще называют «Золотой осенью».

Интерактивная игра «Кто ложиться в спячку?»

Слайд 15

Воспитатель: - Дети, кто мне скажет, кто из зверей меняет цвет меха?

Слайд 16

Интерактивная игра «Кто от нас не улетает?»

Слайд 17

Воспитатель: - Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц. Какой? (ноябрь).

Закружились листья, закружились…

В ноябре мы с ними очутились.

Слайд 18 (поздняя осень с музыкой)

Воспитатель: - Попробуйте представить, как изменится природа в ноябре, какие признаки будут характерны для этого месяца? (В ноябре перелетные птицы улетели на юг, заяц и белка поменяли цвет шубки, медведь ложится спать в свою берлогу, холодно, заморозки, дождь, выпадение первого снега, деревья голые, дни становятся короче – ночи длиннее). Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Работа со схемой «Угадай животное»

Слайд 19 (схема жизнь животных осенью)

Закрепление.

Воспитатель: - Незнайка, я думаю, теперь ты знаешь, что такое осень, поэтому можешь поиграть с нами в игру «Да и нет». Я буду задавать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Игра «Да и нет».

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Теперь, ты Незнайка запомнил, что такое осень?

Незнайка: - Запомнил. Но боюсь, опять забуду.

Воспитатель: - Дети, что же делать? (ответы детей). А что, если нам подарить Незнайке наши красочные осенние листочки? Он на них посмотрит и все вспомнит. Тогда-то он точно не забудет, что такое осень (Дети дарят Незнайке листочки, раскрашенные ими на кануне).

Незнайка: - Спасибо, ребята, вы очень постарались. Замечательные листочки у вас получились.

Давайте попрощаемся с Незнайкой! До свиданья, наш милый друг, если у тебя возникнут вопросы, приходи, мы с ребятами тебе обязательно поможем!

Незнайка: - До встречи, дети, спасибо вам за помощь!

Рефлексия:

Воспитатель: - Давайте скажем Незнайке до свидания! И спасибо за помощь в нашем осеннем путешествии.

Воспитатель и дети: - Приходи к нам в гости ещё. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дети в гостях у птичек» (старшая группа) Программное содержание : • Активизировать знания детей о внешнем виде зимующих птиц, их повадках. • Проверить, знают ли дети разных зимующих.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в младшей группе «Осенние приключения» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя образовательная школа №1056 дошкольное отделение, филиал №2.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Сказочная история Большой Шляпы» (старшая группа) .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимний лес» (старшая группа) Задачи Образовательные. • Закрепить представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, особенностях.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух» (старшая группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух» (старшая группа) Программное содержание: Познакомить детей с понятием "Воздух", пополнить знания детей о воздухе - невидимый. бесцветный. может передвигаться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое воздух» (старшая группа) Конспект занятия по теме: Что такое воздух?"в старшей группе. Цель: Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» (старшая коррекционная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» Конспект занятия по образовательной.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» (старшая группа) Программное содержание 1. Уточнить представление детей об окружающем мире, о Земле (на Земле есть жизнь – человек, животные, растения,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осенние изменения в природе» Цели: - Закреплять представления о сезонных изменениях в природе; - учить узнавать разные породы деревьев по листьям. Словарная работа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осенние фантазии». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, старшая группа, для детей 5–6 лет
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 08:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осенние фантазии». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, старшая группа, для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ломакина (УИ 86257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД